02.06.2021 года Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла в третьем чтении проект Федерального закона № 582466-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон 115-ФЗ) (в целях установления основ контроля (надзора) в сфере применения Федерального закона) (далее – «Законопроект»).
Законопроектом предусматривается формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга, состояния исполнения требований Федерального закона 115-ФЗ, а также проведения контрольных мероприятий в названной сфере с учетом риск-ориентированного подхода.
«Законопроект внедряет дистанционные методы мониторинга состояния исполнения законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Росфинмониторинг получает возможность дистанционно отслеживать ситуацию, анализировать и принимать соответствующее решение», — пояснял ранее суть документа один из его авторов, глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Его слова приводит «Интерфакс».
«Второе — это проведение контрольных мероприятий службой финансового мониторинга с учетом риск-ориентированного подхода. То есть, определяются сферы, которые являются менее рискованными с точки зрения отмывания, более рискованные, ну и дальше, исходя из уровня риска, применяются соответствующие действия», — сказал Аксаков.
Он подчеркнул, что Росфинмониторинг по итогам проверок сможет передавать материалы в правоохранительные органы для того, чтобы они предпринимали превентивные меры для пресечения незаконной деятельности. Необходимость внедрения данных механизмов, говорится в пояснительной записке к документу (N582466-7), требуют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Особенностями контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ является осуществление контроля (надзора) несколькими федеральными органами государственной власти, государственным учреждением и Банком России при координирующей роли уполномоченного органа в сфере ПОД/ФТ.
Законопроектом устанавливаются полномочия органов контроля (надзора) по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ.
При этом проведение уполномоченным органов дистанционного мониторинга и передача его результатов органам контроля (надзора), государственному учреждению, Банку России позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно позволит внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес и ориентированием проверочной деятельности на субъектов контроля (надзора) наиболее подверженным рискам отмывания денег и ФТ, что в свою очередь позволит качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.