По оценке материала БО лизинговый бизнес показал почти двукратный рост за девять месяцев 2023 года относительно кризисного 2022-го. В борьбе за клиентов лизингодатели прибегали к снижению авансов, при этом качество активов пока остается на высоком уровне.
В 2024 году темпы роста лизингового бизнеса, по прогнозам «Эксперт РА», будут более слабыми, однако актуальным станет вопрос о вызревании портфеля после агрессивного роста в 2023 году.
Геополитический кризис в 2022 году привел к сжатию лизингового рынка в России: в первой половине года обострились проблемы дефицита техники, бизнес занял выжидательную позицию, лизинговые компании экстренно перестраивали свои бизнес-процессы. Однако постепенно логистические цепочки были переориентированы на дружественные для России страны, оставшиеся в России игроки заняли ниши ушедшего иностранного бизнеса, а правительство оказало поддержку значимым сегментам экономики.
В 2023 году по мере адаптации бизнеса к новым условиям операционной среды произошла реализация отложенного спроса: объем нового бизнеса за девять месяцев 2023 года вырос относительно аналогичного периода 2022-го на 95% и составил 2,49 трлн рублей, что превышает результат «докризисного» 2021 года. Важно отметить, что помимо реализации отложенного спроса такому результату способствовали рост инфляции и ослабление рубля, что, в свою очередь, привело к значительному увеличению стоимости имущества. Так, количество заключенных лизинговых сделок показало меньший рост (+48%), чем объем нового бизнеса: по данным анкетирования, число сделок составило 345 тыс. штук за январь — сентябрь 2023 года против 233 тыс. штук за аналогичный период предыдущего года.
Вместе с тем российский бизнес все активнее пользуется лизингом, что приводит к увеличению его проникновения в продажи техники. В результате на фоне относительной стабилизации рыночной ситуации темп роста лизингового сектора был выше темпа роста экономики: доля объема нового бизнеса в ВВП увеличилась за девять месяцев 2023 года с 1,6 до 3,1%.
График 1. Рынок лизинга показал рекордный объем нового бизнеса
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Положительную динамику за девять месяцев 2023 года показали как розничные, так и корпоративные сегменты, которые в 2022-м в значительной мере ощутили последствия геополитического кризиса. Розничный сегмент во многом коррелирует с динамикой автолизинга, на который приходится 53% совокупного нового бизнеса за девять месяцев 2023 года против 49% за аналогичный период 2022-го. Активное применение грузового транспорта в крупных строительных проектах, осваивание новых регионов экспорта, высокая потребность в обновлении автопарка предпринимателями, а также, безусловно, значительный рост цен на машины привели к увеличению объема лизинга грузовых автомобилей в деньгах на 132% за девять месяцев 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года. Ушедшие из России автомобильные бренды были замещены китайскими производителями, в результате чего продажи новых грузовых и легковых автомобилей выросли на 81 и 51% соответственно относительно слабой базы 2022 года.
В корпоративных сегментах рост произошел прежде всего за счет динамики лизинга железнодорожной техники, чему способствовали расширение восточного полигона, государственная инвестиционная программа РЖД и налаживание поставок и собственного производства комплектующих, по которым в 2022 году возник дефицит.
Как следствие лизинг железнодорожной техники показал рост на 120%.
График 2. Объемы розничных и корпоративных сегментов превзошли уровни докризисного 2021 года
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
С российского рынка лизинга продолжают уходить иностранные компании, доля которых в новом бизнесе за девять месяцев 2023 года сократилась с 2 до 0,1% относительно девяти месяцев 2022-го. Растет концентрация на крупнейших игроках: на 10 крупнейших лизингодателей приходится 77% против 74% годом ранее. При этом шесть компаний из топ-10 представляют собой дочерние структуры банков, что также обусловливает рост доли «банковских» дочек в совокупном объеме нового бизнеса до 62% против 55% годом ранее. Усиление борьбы за клиентов после слабого 2022 года привело к пересмотру размера авансов на рынке, что, как правило, характерно для рынка в период активного роста. Так, нередко крупные игроки значительно снижали размер аванса (по отдельным продуктам до околонулевого уровня), в то время как остальные лизингодатели в целях поддержания объема продаж были вынуждены следовать тенденции. В результате средняя доля аванса по итогам первого полугодия 2023 года снизилась с 21 до 14% относительно аналогичного периода 2022-го. Отмечу, что снижение среднего уровня авансов отражает смягчение политики лизинговых компаний по управлению кредитными рисками, что повышает риски потенциальных потерь по лизинговым активам в случае ухудшения платежеспособности лизингополучателей.
C 2023 года лизингодатели в бухгалтерской отчетности в обязательном порядке рассчитывают размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), приближенный к международным стандартам отчетности. По оценкам «Эксперт РА», объем ЧИЛ на 1 октября 2023 года совокупно по рынку составил 4,08 трлн рублей, что превышает уровень аналогичного периода 2022-го на 46%. Кроме того, Агентство отдельно проанализировало качество платежеспособности лизингополучателей, поскольку стандарты ФСБУ 25/2018 не предусматривают разделение финансовых активов на стадии обесценения аналогично подходу в стандарте МСФО (IFRS) 9. По результатам анализа, средняя доля ЧИЛ, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней, поддерживается на низком уровне (около 0,8%). Такой низкий уровень просрочки 90+ отражает особенности лизингового бизнеса, когда при просроченной задолженности более 60 дней лизингодатели, как правило, производят изъятие предмета лизинга. Объем изъятого имущества вырос, однако меньшими темпами нежели лизинговый бизнес в целом, в связи с чем его отношение к ЧИЛ за период с 1 октября 2022 года по 1 октября 2023-го показало снижение с 1,5 до 1,2%.
В текущей ситуации качество лизинговых активов оценивается как высокое, однако имеются потенциальные риски ухудшения платежеспособности клиентов по мере вызревания портфеля после агрессивного роста в период повышенных кредитных рисков в экономике.
Кроме того, активное масштабирование лизингового бизнеса преимущественно за счет заемных средств привело к росту долговой нагрузки компаний: средний показатель долг/капитал за период с 01.10.2022 по 01.10.2023 увеличился с 5,7 до 7,6.
График 3. Большинство респондентов отмечают нестабильную экономику
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Несмотря на относительную стабилизацию в экономике и рост объема нового бизнеса, лизинговые компании продолжают сталкиваться с вызовами. По результатам опроса «Эксперт РА», почти половина респондентов в качестве основных сложностей 2023 года выделили экономические факторы. В первую очередь это ситуация на финансовом рынке в целом, повышенная волатильность рубля и как следствие слабая прогнозируемость ценообразования и клиентского спроса. Также лизингодатели отметили повышение ключевой ставки, сказавшееся на стоимости фондирования бизнеса, что существенно затронуло небольшие и средние компании, зависящие от банковского кредитования. Сохраняет свою актуальность и обострившаяся в 2022 году проблема дефицита предметов лизинга, на которую указали 17% респондентов.
По прогнозам «Эксперт РА», 2024 год не покажет такого же взрывного роста, как в прошлом году, поскольку отложенный спрос 2022-го во многом реализован. Лизинговая отрасль сумела достаточно оперативно адаптироваться к новым экономическим реалиям, однако геополитическая ситуация продолжает оказывать давление на сектор, в частности на крупные корпоративные сегменты, такие как авиатехника и водные суда. В базовом сценарии Агентство ожидает роста нового бизнеса в 2024 году на 18% к 2023-му, что позволит достичь уровня около 4 трлн рублей. Основными драйверами лизинга в текущем году будут автолизинг и лизинг железнодорожной техники. Китайские производители продолжают наращивать долю присутствия в сегментах грузового и легкового транспорта, правительство содействует импортозамещению ушедших западных брендов путем субсидирования отечественных производителей. Как следствие рост объема нового бизнеса грузовых и легковых автомобилей в 2024 году может составить 15 и 33% соответственно. Росту лизинга железнодорожного транспорта на около 12% в этом году будут способствовать активное освоение направлений на БАМе и Транссибе, требующее увеличения оборачиваемости вагонного парка, и необходимость обновления подвижного состава в целом.
Младший директор по рейтингам кредитных институтов, «Эксперт РА»
Источник: БО