1 февраля 2024 года Росфинмониторинг опубликовал обобщенную правоприменительную, административную и судебную практику за 2023 год в ДФО.
Правоприменительная и административная практика
В соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. № 219 МРУ Росфинмониторинга по ДФО осуществляет контроль (надзор) за организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в Росфинмониторинге посредством проведения профилактических и контрольных мероприятий.
В 2023 году отделом надзорной деятельности и правового обеспечения проведено 2 198 профилактических мероприятий и 132 информирований в отношении более 600 поднадзорных субъектов, в т.ч. направление адресных писем и телефонных информирований о необходимости устранения нарушений, выявленных посредством дистанционного мониторинга, о снятии с учета в случае неосуществления деятельности подконтрольной Росфинмониторингу, о необходимости выявления СПО, выявления бенефициарных владельцев и ПДЛ, об обновлении перечня признаков о подозрительных операциях, описание кодов данных операций.
Поскольку профилактические мероприятия позволяют минимизировать риски несвоевременного ознакомления контролируемых лиц с изменениями, вносимыми в нормативные правовые акты о ПОД/ФТ, специалистами отдела надзорной деятельности и правового обеспечения регулярно осуществлялось доведение до контролируемых лиц информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, разъяснение сложных вопросов правоприменительной практики.
Разъяснение требований законодательства о ПОД/ФТ, также проводилось в форме консультирования в режиме «горячих линий», ответов на обращения контролируемых лиц.
Принятые меры позволили увеличить уровень охвата поднадзорного сектора системой ПОД/ФТ на 2,4%, до 94,6%, а также повысить уровень использования Личного кабинета для работы с перечнем на 5,2 %, до 74,2%.
В 2023 году специалистами МРУ Росфинмониторинга по ДФО проведено 2 проверки (документарная и выездная) соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» поднадзорными субъектами.
По результатам проведенных проверок в 2023 году по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, из них 2 в отношении должностных лиц и 2 в отношении юридических лиц.
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях за 2023 год вынесено и вступило в законную силу 4 постановления о назначении административного наказания из них: 2 с назначением административных штрафов и 2 — с назначением предупреждения.
Проведенный анализ материалов административных производств за 2023 год показал, что к наиболее серьезным нарушениям обязательных требований, допущенным поднадзорными субъектами относятся:
- неисполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
- непринятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации;
- отсутствие проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-Ф, перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также с перечнем межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма;
- нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;
- осуществление деятельности в отсутствие Правил внутреннего контроля (далее – ПВК) или на основе ПВК, не актуализированных в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- ненаправление информации о результатах проверки своих клиентов в Росфинмониторинг, предусмотренной пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг);
- нарушение порядка выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализаций правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- нарушения в части подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию оружия массового распространения.
По результатам проверок, проведенных в 2023 году, были выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Вынесенные в ходе проверок предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства исполнены проверяемыми субъектами в установленные сроки.
В ходе проверок с целью исключения повторения поднадзорными субъектами допущенных нарушений проведены мероприятия по разъяснению требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Общая сумма наложенных по результатам проверок штрафов составила 75 тыс. руб. Вместе с тем, в соответствии с п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ штраф оплачен привлеченными к административной ответственности лицами в срок не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа, в результате в бюджет поступила сумма в размере 37,5 тыс. руб.
В 2023 году отсутствовали проверки, результаты которых признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.
Судебная практика
В отчетном периоде в судебные органы не были обжалованы постановления о назначении административного наказания, вынесенные МРУ Росфинмониторинга по ДФО.
Источник: РФМ