Представляем обзор сроков вступления в силу основных нормативных актов, которые вызывали изменения ПВК (правил внутреннего контроля) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2023 году.
Некоторые из них могли повлиять на редакцию текста ПВК некоторых субъектов ФЗ-115, что отражено в обзоре.
Перечень НПА не является исчерпывающим и освещает наиболее важные и очевидные из них. Были другие изменения, которые также могли оказывать влияние на текст ПВК в зависимости от содержания отдельного взятого документа или специфики деятельности организации или предпринимателя, которые не отражены в перечне.
Обновление ПВК является важной и финансово ответственной обязанностью организаций и предпринимателей, на которых распространяются требования ФЗ-115.
По закону в случае появления в законодательстве в сфере финансового мониторинга изменений, влияющие на текст ПВК, эти изменения нужно внести в действующие правила в соответствующей форме и в установленные законом сроки:
- организации и ИП, поднадзорные Банку России (банки, КПК, ломбарды, МФО, страховые компании и брокеры, профучастники РЦБ, НПФ, УК, операторы инвестиционных платформ и другие НФО), обязаны обновить свои ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не позднее трех месяцев с даты вступления в силу нормативного акта, влияющего на текст правил.
- организации и ИП, поднадзорные РФМ в части ФЗ-115, (отраслей работы с ДМ и ДК, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей, организации игорного сектора, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, адвокаты, нотариусы, аудиторы и другие (субъекты, неподнадзорные Банку России)) обязаны скорректировать свои ПВК по вступившим в силу изменениям не позднее одного месяца с даты вступления в силу нормативного акта, влияющего на текст правил..
В 2023 году было меньше поводов, чем обычно, для обновления действующей редакции ПВК организации или ИП.
Нормативная база и законодательство в сфере ПОД/ФТ в 2023 году менялось, но изменения во многом носили характер технических или затрагивали только отдельные виды деятельности.
Однако были и важные изменения, которые затронули всех без исключений лиц, на которых распространяются требования по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, некоторые из которых мы хотим напомнить:
- 1 января вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2022 №569-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который внес изменения в 115-ФЗ (изменения носили технический характер и были связаны с созданием с 1 января 2023 года Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и необходимостью использования его наименования в тексте 115-ФЗ. Эти изменения могли повлиять и на ПВК в случае использования термина или наименование Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации);
- 9 января вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2022 №607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в том числе внес изменения в закон №115-ФЗ (с этой даты были увеличены пороговые значения, до которых может не проводиться идентификация клиентов-физических лиц, покупающих ювелирные и другие изделия из ДМ и ДК.Эти изменения повлияли на ПВК ломбардов и организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора ДМ и ДК);
- 9 января вступили в силу также изменения в 115-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2022 года №595-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Изменения, предусматривали новые основания для включения физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имелись сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (они повлияли на ПВК тех субъектов ФЗ-115, которые перечисляли, как правило в приложениях, положения, связанные с ними);
- 10 января вступили в силу сразу два новых приказа Росфинмониторинга:
- от 28.12.2022 №353 «Об утверждении Порядка издания Федеральной службой по финансовому мониторингу постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, включая его образец, и доведения указанного постановления до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
- от 28.12.2022 №354 «Об утверждении Порядка и сроков доведения Федеральной службой по финансовому мониторингу до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц информации о решении суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом» (на ПВК в основном повлиял Приказ от 28.12.2022 №353, который установил, что датой и временем получения постановления Росфинмониторинга о приостановлении операции являются дата и время его размещения в Личном кабинете пользователя на портале Росфинмониторинга).
- 7 февраля в ЛК РФМ (в разделе «Риски ОД/ФТ», подраздел «Риски») был опубликован отчет Росфинмониторинга о рисках «Публичные отчеты НОР ОД и ФТ 2022» (положения, указанные в этом отчете, необходимо было учесть при разработке новых ПВК (в связи с тем, что отчет был размещен в открытом доступе Росфинмониторингом еще в конце декабря 2022 года многие организации и ИП смогли учесть этот документ в более ранней редакции ПВК));
- 20 марта вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 19.01.2023 №12 «О внесении изменений в Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. №18» (актом был уточнен перечень информации, направляемой организациями и предпринимателями в Росфинмониторинг. Изменения были направлены на приведение особенностей отправки информации в Росфинмониторинг в соответствие с уже действующими положениями ФЗ-115 и могли повлиять на текст ПВК отдельных субъектов, неподнадзорных Банку России);
- 21 марта вступило в силу Указание ЦБ от 7 ноября 2022 года №6308-У «О внесении изменений в нормативные акты Банка России в сфере требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (оно повлияло на ПВК организаций, поднадзорных Банку России. Все организации и ИП, поднадзорные Банку России, были обязаны учесть эти изменения, разработав новые редакции ПВК);
- 11 апреля вступило в силу Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 №584 «О внесении изменений в Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы» (организации и предприниматели, обязанные вставать на учет в Росфинмониторинг, в том случае, если в своих ПВК прописывали положения, связанные с постановкой на учет, должны были учесть эти изменения в своих ПВК);
- 15 апреля вступили в силу изменения в требования к идентификации клиентов по Приказу Росфинмониторинга №100, внесенные Приказом Росфинмониторинга от 29.12.2022 №355 «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. №100» (документ касался деятельности субъектов, неподнадзорных Банку России. Требования к идентификации были приведены в соответствие к действующей редакции ФЗ-115 и зачастую потребовали изменения ПВК);
- 28 апреля вступил в силу Федеральный закон от той же даты №165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (документом установлено, что организации и предприниматели более не обязаны устанавливать бенефициаров у религиозных организаций, а также юридических лиц, которые производят и (или) реализуют предметы религиозного назначения и религиозную литературу и единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Изменения повлияли на содержание ПВК некоторых субъектов ФЗ-115);
- 2 мая вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.04.2023 №676 «О внесении изменений в Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти» (документ внес ряд правок в порядок предоставления юрлицами уполномоченным государственным органам информации о своих бенефициарных владельцах, поэтому в ПВК юридических лиц, в которых были раскрыты положения, связанные с установлением своих бенефициарных владельцев, нужно было учесть указанные изменения);
- 6 июня вступило в силу два новых Указания Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые касались лиц, поднадзорных Банку России:
- от 04.04.2023 №6396-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 22 февраля 2019 года N 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
- от 04.04.2023 №6397-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (указание от 04.04.2023 №6396-У внесло по большей части технические правки в требования к ПВК по ПФРОМУ. Им было уточнено название программ и разделов в соответствующих правилах, нумерация пунктов из статей Федерального закона №115. Указание Банка России от 04.04.2023 №6397-У внесло изменения в требования по идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, эти изменения оказали влияние на ПВК всех организаций, поднадзорных Банку России);
- 13 июня вступил в силу Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 260-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который касался практической деятельности страховых компаний и страховых брокеров, которые были обязаны внести соответствующие ему изменения в свои ПВК (были уточнены условия применения порогового значения, до которого не проводится идентификация клиентов, установлены значительные послабления при идентификации выгодоприобретателей).
- 17 июня вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 №94 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом» (приказом для лизинговых компаний была определена в качестве подлежащей обязательному контролю операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 100 тысяч рублей, но не более 1 миллиона рублей. Лизинговым компаниям нужно было учесть этот документ и разработать с его учетом новую редакцию ПВК);
- 21 июля вступил в силу Федеральный закон от 10.07.2023 №308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», позволяющий иностранным физическим и юридическим лицам без личного присутствия открывать счета (вклады) в отдельных финансовых организациях (изменения регулировали вопросы ПОД/ФТ в банках, у профучастников рынка ценных бумаг, в управляющих компания, у операторов инвестиционных платформ и некоторых других поднадзорных Банку России субъектов, поэтому потребовали от них внесения изменений в ПВК);
- 29 августа вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 №52 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами» (приказом для кредитных организаций была определена в качестве подлежащей обязательному контролю новая операция. Поэтому кредитные организации должны были учесть соответствующие изменения в ПВК);
- 26 октября был опубликован и вступил в силу Указ Президента РФ от 26.10.2023 №811 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (приказом был изменен сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации». Напомним, что при определении у клиента статуса публичного должностного лица субъектам ФЗ-115 нужно ориентироваться именно на этот Указ Президента. Поскольку во многих ПВК перечисляется сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, указанные изменения прямо повлияли на содержание ПВК организаций и предпринимателей);
- Правителство и Росфинмониторинг также опубликовали разъяснительные и информационные документы, которые влияют на обновление правил:
- Информационное сообщение Росфинмониторинга от 15.09.2023 г. «О повышении внимания лизинговых компаний к операциям (сделкам), связанным с реализацией программ, предусматривающих бюджетное финансирование» (в письме напомнили, что лизинговая деятельность может использоваться на определенных этапах легализации преступных доходов, в том числе получаемых от хищения бюджетных денежных средств (т.н. «инвестирование преступного дохода»). Также Росфинмониторинг описал некоторые критерии подозрительных операций и дал рекомендации по заполнению ФЭС. Лизинговые компании могли учесть указанные рекомендации Росфинмониторинга в ПВК);
- Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2023 №67 «О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (организациям и предпринимателям по общему правилу, вне зависимости от выходных и нерабочих праздничных дней, рекомендуется исчислять время, необходимое для применения или отмены мер по замораживанию, руководствуясь пунктом 4 Особенностей (утверждены Приказом Росфинмониторинга от 29.11.2022 №297), за исключением случаев, когда организации и предприниматели не обслуживают клиентов и не совершают операций, в том числе с использованием дистанционных каналов связи. Организации и предприниматели могли учесть указанные разъяснения Росфинмониторинга в ПВК);
- Постановлением Правительства РФ от 13.09.2023 №1489 были внесены изменения в пункт 10 Положения от 19 марта 2014 г. №209 о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (изменениями было уточнено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг по его запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов, а также сведения о выгодоприобретателях, ставшие известными при заключении договора страхования в пользу третьего лица. Лица, в чьих ПВК содержались связанные с изменениями положения, должны были учесть их при разработке новых редакций ПВК).
Надеемся, что данный материал пригодится Вам для сверки полноты и актуальности уже проделанной работы по обновлению ПВК в 2023 году, а также для учета при подготовке отчета Росфинмониторингу в сфере ПОД/ФТ.