На протяжении 20 лет Генеральная прокуратура Российской Федерации активно взаимодействует с Росфинмониторингом при осуществлении и реализации поставленного перед ним целого комплекса ответственных задач, среди которых борьба с теневыми потоками капиталов, пресечение каналов подпитки террористических и криминальных структур.
Положительные результаты работы признаны на международном уровне в рамках деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В Российской Федерации ведется системная работа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляемая во взаимодействии с иностранными государствами и международными организациями, а также с учетом накопленного ими опыта.
С момента образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 № 263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (с 2004 года — Федеральная служба по финансовому мониторингу) является важнейшим участником работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Перед нами стоит не менее важная и масштабная задача — выполнение плана мероприятий по реализации Российской Федерацией Рекомендаций ФАТФ по итогам четвертого раунда взаимных оценок.
В рамках исполнения этого плана органами прокуратуры обеспечивается проведение необходимых мероприятий, в том числе во взаимодействии с Росфинмониторингом и иными уполномоченными органами и организациями.
На особом контроле находятся вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию доходов, в частности восстановления имущественных прав государства.
Для этого в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в ноябре 2020 года создана межведомственная рабочая группа по возвращению активов из-за рубежа. В ее состав вошли представители различных министерств и ведомств, в том числе Росфинмониторинга, обеспечивающего активное участие при поддержке иностранных подразделений финансовой разведки в выявлении незаконно выведенных активов.
Продолжается реализация Регламента информационного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Росфинмониторинга, Банка России и правоохранительных органов при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов. Ко всем организованным проверкам привлекается Росфинмониторинг.
Для обсуждения наиболее сложных и проблемных вопросов в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создана и успешно функционирует межведомственная рабочая группа по противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке. Основные усилия участников группы, среди которых Росфинмониторинг, Роспотребнадзор, Банк России, МВД России, ФСБ России, ФАС России и ФНС России, сосредоточены на установлении и пресечении фактов незаконных финансовых операций, в том числе направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
При выявлении и решении вопросов по линии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, важно руководствоваться объективной и полной статистической информацией.
В этих целях Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с Росфинмониторингом актуализированы формы федерального статистического наблюдения № 1-Э «Сведения о преступлениях экономической направленности и лицах, их совершивших» и № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений», в которые включены данные об эффективности использования направленных службой в правоохранительные органы материалов. Обеспечено отражение соответствующей информации в документах первичного учета.
Только по итогам 6 месяцев 2021 года по материалам, направленным Росфинмониторингом в правоохранительные органы, поставлено на учет 308 преступлений, 253 из которых относятся к категории тяжких и особо тяжких деяний.
Прорабатывался вопрос об организации централизованного учета уголовных дел, при расследовании которых направляются запросы об оказании правовой помощи в иностранные государства, и возможности ведения такого учета в государственной автоматизированной системе правовой статистики.
В настоящее время завершается работа над проектом дополнительного протокола к Соглашению о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу в части учета в нем положений о предоставлении статистической информации.
Поздравляя Росфинмониторинг со знаменательной датой — 20-летием образования Федеральной службы по финансовому мониторингу, уверены в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.
Игорь Викторович Краснов,
генеральный прокурор Российской Федерации
Более подробно о Росфинмониторинге можно узнать в журнале «Финансовая безопасность»