Дальнейшее законодательное развитие налоговый мониторинг получил 29 декабря 2020 года, когда был подписан Федеральный закон № 470-ФЗ, внесший изменения в Налоговый кодекс (вступили в силу с 01.07.2021). Часть новелл касается проведения налогового мониторинга и позволяет осуществить отдельные мероприятия, запланированные Концепцией развития и функционирования системы налогового мониторинга1. Что это даст налогоплательщикам? Рассмотрим все изменения по порядку.
КРИТЕРИИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ ИЗМЕНИЛИСЬ
Критерии для перехода на налоговый мониторинг, установленные п. 3 ст. 105.26 НК РФ претерпели существенные изменения.
По сравнению с прежними показателями критерии снижены в 3 раза.
Таким образом, для перехода на налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
- Совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 млн рублей.
Изменился не только суммовой критерий. К перечню налогов добавились еще два — налог на доходы физических лиц и страховые взносы.
При определении совокупной суммы налогов, учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.
- Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 млрд рублей.
Из данных условий есть исключение. Так, для принятия решения о проведении налогового мониторинга выполнение вышеназванных условий не является обязательным для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
С 1 июля 2021 года значительно расширен п. 5 ст. 105.26 НК РФ, который касается срока проведения налогового мониторинга.
Сам срок проведения налогового мониторинга остался без изменений — начинается с 1 января года проведения налогового мониторинга и оканчивается 1 октября года, следующего за годом проведения налогового мониторинга. Однако установлены возможные причины продления налогового мониторинга и сроки такого продления:
- в случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на три месяца;
- в случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на шесть месяцев.
Решение о продлении срока проведения налогового мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до 1 октября года, следующего за годом проведения налогового мониторинга, и направляется организации в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ранее п. 5 ст. 105.26 НК РФ уже был определен порядок представления информации налоговому органу.
Изменения с 1 июля 2021 года не внесли существенных корректив в установленный порядок, однако несколько его расширили.
Таким образом, с 1 июля 2021 года в регламенте информационного взаимодействия указываются:
- сроки и порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) порядок предоставления доступа к таким документам (информации) через информационные системы организации по выбору такой организации;
- порядок ознакомления должностных лиц налогового органа с подлинниками таких документов;
- время доступа к документам (информации) в течение срока проведения налогового мониторинга за соответствующий период и следующих трех лет со дня окончания срока его проведения (в случае предоставления доступа к таким документам (информации) налоговому органу через информационные системы организации);
- состав и структура раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, используемых в информационных системах организации, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Установлено, что форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, порядок внесения изменений (дополнений) в регламент информационного взаимодействия, требования к информационным системам организации, в том числе к порядку получения и обработки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формат документов, к которым предоставляется доступ налоговому органу, и порядок получения доступа к таким информационным системам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью приведена информация, указанная выше, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.
Также новой редакцией п. 7 ст. 105.26 НК РФ расширено понятие системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга.
Для проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе — система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Во исполнение этого абзаца в 2021 году ожидается вступление в силу Приказа «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».
С проектом Приказа от 08.04.2021 в настоящее время можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
С 1 июля 2021 года изменен срок подачи заявления о проведении налогового мониторинга.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется по форме, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Перечень документов, представляемых вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга, с 01.07.2021 года не изменился:
- регламент информационного взаимодействия;
- информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
- учетная политика — для целей налогообложения;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Порядок представления учетной политики с 1 июля 2021 года несколько расширен.
Учетная политика для целей налогообложения, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, представляется вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга, а вместе с ней представляется информация о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
Что касается внутренних документов, регламентирующих систему внутреннего контроля, то в соответствии с проектом Приказа от 8 апреля 2021 года «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» вместе с заявлением должны представляться следующие формы:
- контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга (КНД 1125309);
- оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации (КНД 1125313);
- информация об организации системы внутреннего контроля организации (КНД 1125315)
Обращаем внимание, что организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга может отозвать его на основании письменного заявления.
В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным.
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, налоговым органом в срок до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимается одно из следующих решений:
- решение о проведении налогового мониторинга;
- решение об отказе в проведении налогового мониторинга.
При этом решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть обоснованным, а основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга могут быть следующие факты:
- непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации);
- несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ, то есть несоответствие установленным критериям;
- несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;
- несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.
Свое решение налоговый орган направляет организации в течение пяти дней со дня его принятия.
Если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в срок до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, не представила, заявление об отказе в проведении налогового мониторинга, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода.
ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Перечень причин, по которым налоговый мониторинг прекращается досрочно, не претерпел значительных изменений. А вот порядок дальнейшего взаимодействия значительно расширен.
В случае возникновения основания для досрочного прекращения налогового мониторинга налоговый орган в течение 10 дней со дня установления такого обстоятельства уведомляет об этом организацию в электронной форме.
В случае возможности устранения обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга, организация в течение 10 дней со дня получения уведомления принимает меры по устранению указанных обстоятельств и уведомляет налоговый орган об этом либо представляет пояснения и документы (при наличии), подтверждающие отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.
Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.
По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга, или представленных организацией пояснений и прилагаемых к ним документов (при наличии) либо при их отсутствии налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока для их представления принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет в электронной форме организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа, и в отношении этого факта никаких изменений не произошло.
Некоторые изменения внесены и в ст. 105.29 НК РФ, они касаются порядка проведения налогового мониторинга.
Если ранее абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ в случае выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявления несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщал об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней, то с 1 июля 2021 года срок представления пояснений или внесения соответствующих изменений составляет 5 дней.
Однако если и после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 «Мотивированное мнение налогового органа» НК РФ.
С 1 июля 2021 года ст. 105.29 НК РФ дополнена п. 2.1, устанавливающим порядок направления уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения. Так, в случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной и (или) несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган в течение 10 дней направляет организации в электронной форме уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 «Мотивированное мнение налогового органа» НК РФ.
В уведомлении о наличии оснований для составления мотивированного мнения указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов, выявленные в ходе налогового мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.
Организация в течение 15 дней со дня получения уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа вправе представить в налоговый орган необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Если выявленные налоговым органом факты с учетом представленных организацией пояснений (сообщения) либо при отсутствии пояснений (сообщения) организации свидетельствуют о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.
Как и раньше, при проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. и 96 НК РФ.
С 1 июля 2021 года внесены изменения и в порядок представления истребуемых документов, который установлен п. 4 ст. 105.29 НК РФ.
В соответствии с новой редакцией истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган:
- лично или через представителя;
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
- через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Именно третий способ представления является новшеством. Установленный же ранее порядок посредством заказного письма по почте исключен из новой редакции.
Если истребуемые у организации документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, организация вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).
Порядок направления требования о представлении документов (информации), пояснений и представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Новый порядок установлен относительно документов, составленных на бумажном носителе.
Документы представляются в виде заверенных организацией копий, при этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).
Истребуемые информация или пояснения также могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов.
Электронные образы документов представляются в налоговый орган по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, и должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).
Внесены изменения и в п. 5 ст. 105.29, касающегося сроков представления истребуемых документов (информации), пояснений. Так, документы (информация), пояснения, которые были истребованы при проведении налогового мониторинга, представляются организацией в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Однако, если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение установленного срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, уведомляет в электронной форме должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информация), пояснения не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения.
Такое уведомление налогоплательщик должен представить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
На основании полученного уведомления налоговый орган в течение двух дней имеет право продлить сроки представления, о чем выносится отдельное решение.
Обращаем внимание, что в ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).
МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Как было определено ранее, под мотивированным мнением налогового органа понимается его позиция по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Мотивированное мнение подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа и направляется организации при проведении налогового мониторинга.
Форма и требования к составлению мотивированного мнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Мотивированное мнение может быть двух видов:
- составленное по инициативе налогового органа,
- составленное по запросу организации.
В ст. 105.30 НК РФ «Мотивированное мнение налогового органа» были внесены изменения. Так, уточнен срок составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа, который установлен п. 3 ст. 105.30 НК РФ.
Напоминаем, что мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов.
Мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления.
Если ранее мотивированное мнение по инициативе налогового органа могло быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга, то в новой редакции мотивированное мнение может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга.
Что касается мотивированного мнения, составленного по запросу организации, то в отношении порядка его составления не произошло почти никаких изменений. Как и раньше, запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.
При этом такой запрос должен содержать обязательные реквизиты:
- описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
- информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
- позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.
Кроме того, к запросу о предоставлении мотивированного мнения могут быть приложены копии документов, подтверждающих информацию, указанную в запросе.
Не изменился и срок составления такого запроса — запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены. При этом налоговый орган вправе истребовать у организации документы (информацию), необходимые для подготовки мотивированного мнения.
Однако статья была дополнена п. 4.3, в соответствии с которым запрос о предоставлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Срок подготовки мотивированного мнения налоговым органом, установленный п. 5 ст. 105.30 НК РФ, также не изменился. Как и прежде, мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено налоговым органом в течение одного месяца со дня получения запроса.
Но срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.
О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
Внесены изменения и в п. 6 указанной статьи, который и ранее обязывал налогоплательщика представить в налоговый орган уведомление, подтверждающее выполнение мотивированного мнения. Новая редакция п. 6 устанавливает порядок представления такого уведомления и прилагаемых к нему документов (при их наличии), подтверждающих выполнение мотивированного мнения, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Кроме того, организация должна уведомлять налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения).
Обращаем внимание, что без изменения осталось указание о том, что мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если:
- указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией;
- существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией;
- на момент исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), совершения иного факта хозяйственной жизни нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены).
Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.
В свою очередь, налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в рамках налогового мониторинга в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговый орган в срок не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.
При проведении налогового мониторинга налоговый орган имеет некоторые ограничения в вопросах формирования мотивированных мнений. Так, налоговые органы не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.
ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Порядок проведения взаимосогласительных процедур, регламентированный ст. 105.31 НК РФ, практически не претерпел никаких изменений. А вот п. 5 ст. 105.3 был немного изменен.
Как и ранее, организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Новый второй абзац, вступающий в силу с 1 июля 2021 года, определяет порядок представления в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, уведомления о согласии (несогласии) с мотивированным мнением и документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при наличии).
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Существенные изменения были внесены в порядок проведения камеральной налоговой проверки за период, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
Ранее п. 1.1 ст. 88 НК РФ было установлено, что при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:
- представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
- представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
- представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
- досрочное прекращение налогового мониторинга.
Внесенные изменения распространили порядок освобождения от камеральной налоговой проверки за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, на уточненные налоговые декларации (уточненные расчеты).
Кроме того, перечень исключений, при которых камеральная налоговая проверка проводится за период, за который проводится налоговый мониторинг, значительно сокращен.
Таким образом, с 1 июля 2021 года единственным исключением остается досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета).
В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Аналогичные изменения были внесены в порядок проведения выездной налоговой проверки за период, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
Ранее п. 5.1 ст. 89 НК РФ было установлено, что налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
- проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
- досрочное прекращение налогового мониторинга;
- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. При этом в случае проведения выездной налоговой проверки по указанному основанию предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
- представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Изменения коснулись следующих ранее установленных исключений:
- мотивированное мнение (мотивированные мнения) налогового органа должно (должны) быть исполнены в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В случае исполнения мотивированного мнения решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);
- представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).
Обращаем внимание, что аналогичные изменения внесены в п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ, который касается проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.
ОСМОТР
С 1 июля 2021 года расширены права должностных лиц налогового органа, установленные п. 1 ст. 92 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки. Они вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.
Ранее такие осмотры были предусмотрены в ходе проведения камеральных и выездных проверок. Теперь же осмотр предусмотрен и при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в п. 8.1 и 8.9 ст. 88 НК РФ.
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ)
Статьей 93.1 НК РФ установлен порядок истребования документов (информации). Так, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
С 1 июля 2021 года п. 1 ст. 91.1 расширен правом должностного лица налогового органа, проводящего налоговый мониторинг, истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).
ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС
Заявительный порядок возмещения налога регламентирован ст. 176.1 НК РФ и представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленного в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
С 1 июля 2021 года в п. 1 и п. 2 ст. 176.1 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг на дату представления налоговой декларации.
Для указанных налогоплательщиков заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, за налоговый период года, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг
Налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, реализуют свое право на применение заявительного порядка возмещения налога путем подачи в налоговый орган в ходе проведения налогового мониторинга не позднее двух месяцев со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке.
Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации такими налогоплательщиками, проверяется налоговым органом в течение срока проведения налогового мониторинга, предусмотренного п. 5 ст. 105.26 НК РФ.
Пункт 15 ст. 176.1 дополнен условием, в соответствии с которым в случае превышения суммы налога, возмещенной в порядке, предусмотренном ст. 176.1, над суммой налога, подлежащей возмещению в соответствии с составленным налоговым органом мотивированным мнением, налоговый орган одновременно с составлением мотивированного мнения принимает решение об отмене (полностью или частично) решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, а также решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и (или) решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в части соответствующей суммы налога, не подлежащей возмещению.
Одновременно с сообщением о принятии решения налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке) (далее в настоящей статье — требование о возврате).
На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной однократной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
При этом начисление процентов производится со дня:
- фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;
- принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.
Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
С 1 июля 2021 года указанное требование должно содержать сведения:
- о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки или в связи с составлением налоговым органом мотивированного мнения;
- о суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;
- о сумме процентов, подлежащих возврату в бюджет;
- о сумме процентов, начисленных на момент направления требования о возврате;
- о сроке исполнения требования о возврате;
- о мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.
Наконец, еще одно изменение, которое было внесено в п. 24 ст. 176.1 НК РФ и касается действующих участников налогового мониторинга.
После подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога до окончания срока проведения налогового мониторинга, но не позднее дня составления мотивированного мнения уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.
Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке до окончания срока проведения налогового мониторинга, но не позднее дня составления мотивированного мнения, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется (полностью или частично) не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене (полностью или частично) решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения.
Суммы, излишне полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов.
ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЗОВ
Изменения коснулись не только порядка возмещения НДС для действующих участников налогового мониторинга, но и порядка налогообложения подакцизных товаров.
Так, в ст. 184 НК РФ «Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации» был введен п. 2.3, в соответствии с которым право на освобождение от уплаты акциза без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг на дату представления налоговой декларации или уточненной налоговой декларации за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг при совершении следующих операций, установленных ст. 183 НК РФ:
- реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли);
- реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта;
- реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
Пунктом 5 ст. 184 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан направить в банк, выдавший банковскую гарантию, уведомление об освобождении его от обязательств по этой банковской гарантии, если общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных указанной банковской гарантией, соответствует сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании указанной банковской гарантии, исчисленной исходя из фактически закупленного (переданного в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса), ввезенного на территорию Российской Федерации с территорий государств — членов Евразийского экономического союза объема этилового спирта с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такое уведомление в отношении действующих участников налогового мониторинга направляется не позднее 90 дней, следующих за датой представления налоговой декларации по акцизам и документов, подтверждающих соответствие общей суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных этой банковской гарантией, сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании этой банковской гарантии, если в течение указанного периода времени не составлено мотивированное мнение.
С 1 июля 2021 года для налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, устанавливается особый порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза по вывезенной за пределы территории РФ на территории государств — членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Право на освобождение подтверждается на основании следующих документов:
- сообщения налогового органа о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза — в случае, если при проведении налогового мониторинга не выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- мотивированного мнения налогового органа.
Кроме того, с 1 июля 2021 года ст. 203.1 НК РФ устанавливается следующий порядок возмещения акциза для налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг. Так, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в порядке, установленном ст. 203.1 налогоплательщикам, в отношении которых на дату представления налоговой декларации проводится (проведен) налоговый мониторинг при представлении налоговой декларации за налоговый период года, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг.
Такие налогоплательщики реализуют свое право на возмещение налога путем подачи в налоговый орган в ходе проведения налогового мониторинга не позднее двух месяцев со дня подачи налоговой декларации заявления о возмещении налога, в котором налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке.
При этом действующие участники налогового мониторинга освобождены от обязанности представления вместе с заявлением банковской гарантии и (или) договора.
Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, проверяется налоговым органом в течение срока проведения налогового мониторинга, предусмотренного п. 5 ст. 105.26 НК РФ.
С 1 июля 2021 года расширен п. 12 ст. 203.1 НК РФ. Так, если в отношении налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, сумма налога, возмещенная в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению в связи с составлением налоговым органом мотивированного мнения, налоговый орган одновременно с составлением мотивированного мнения принимает решение об отмене (полностью или частично) решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в части соответствующей суммы налога, не подлежащей возмещению.
Одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в п. 12, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) сумм (включая проценты, предусмотренные п. 7 ст. 203.1 НК РФ (в случае их уплаты) в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме возмещенного налога) (далее в настоящей статье — требование о возврате).
На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Указанные проценты начисляются со дня:
- фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога;
- принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета суммы налога.
Наконец, последнее изменение, которое было внесено в п. 20 ст. 203.1 НК РФ и касается действующих участников налогового мониторинга.
После подачи налогоплательщиком заявления о возмещении налога до окончания срока проведения налогового мониторинга, но не позднее дня составления мотивированного мнения уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном ст. НК РФ.
Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, до окончания срока проведения налогового мониторинга, но не позднее дня составления мотивированного мнения, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется полностью или частично не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене полностью или частично решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии указанного решения.
Суммы, излишне полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику), должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных п. 14 ст. 203.1 НК РФ.
Внесенные в Налоговый кодекс изменения значительно упростят процедуру перехода на налоговый мониторинг и увеличивают количество преимуществ пребывания налогоплательщиков под такой формой налогового контроля.
1. Распоряжением Правительства от 21.02.2020 № 381-р была утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, одной из задач которой была разработка мероприятий по развитию системы налогового мониторинга в Российской Федерации.
Руководитель комплексных проектов департамента «Финансовое консультирование, аудит и МСФО» КСК ГРУПП
Источник: БО