Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 18.10.2021 № 12-4-2/5242 по исполнением нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Банк России не наделен полномочиями давать толкования по вопросам применения федерального законодательства. Вместе с тем считаем возможным сообщить мнение Департамента финансового мониторинга и валютного контроля по поставленным в обращении вопросам, которое не является официальным толкованием указанного законодательства.
В целях исполнения нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ[1] (здесь и далее по тексту — в редакции Федерального закона
№ 230-ФЗ[2]) под «операциями по получению или расходованию некоммерческой организацией (далее – НКО) денежных средств и (или) иного имущества» следует рассматривать действия, в результате которых происходит получение от другого лица или выбытие в пользу другого лица денежных средств и (или) иного имущества, при этом применение данной нормы не ставится в зависимость от суммы операции, источника получения или направления расходования денежных средств и (или) иного имущества.
Обращаем внимание, что, поскольку установленная подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, распространяется только на операции, совершаемые клиентами таких организаций, у микрофинансовой организации (далее – МФО) отсутствует обязанность по направлению в уполномоченный орган сведений о собственных операциях, соответствующих критериям обязательного контроля.
При этом, принимая во внимание норму подпункта 15 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, МФО представляют сведения о совершаемых их клиентами операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, совершенных непосредственно в МФО.
Учитывая вышеизложенное, направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9003[3] и 9004[4] подлежат сведения об операциях по получению / передаче клиентом – НКО наличных денежных средств, совершенных непосредственно в МФО (через кассу) в рамках соответствующего договора, заключенного с ней.
[1] Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
[2] Федеральный закон от 28.06.2021 № 230-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
[3] Операция по получению НКО, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой, денежных средств и (или) иного имущества.
[4] Операция по расходованию НКО, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой, денежных средств и (или) иного имущества.