Россия была и остается приверженной строгому выполнению обязательств в области борьбы с криминальными доходами.
10 февраля 2023 года об этом заявил Юрий Чиханчин в своей статье для американского журнала The National Interest (текст статьи).
За 20 лет членства в FATF стране удалось войти в число наиболее развитых «антиотмывочных» режимов мира. Состоявшаяся в 2019 году комплексная оценка FATF это доказала, сообщил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
Кроме того, российская финразведка за последние годы накопила уникальный опыт, которым делится со всеми заинтересованными странами. Активно реализуется целый ряд образовательных проектов, направленных на повышение потенциала правоохранительных органов в:
- Центральной Азии,
- Латинской Америке,
- на Африканском континенте.
2022 год оказался беспрецедентным с точки зрения попыток политизировать работу универсальных институтов в сфере ПОД/ФТ. Слепо следуя установке нанести России «стратегическое поражение» в отместку за стремление положить конец многолетней вопиющей несправедливости на Украине, налицо желание свести с нами счеты на различных диалоговых площадках.
Касается это и сугубо экспертно-технических структур, призванных способствовать международному сотрудничеству по борьбе с различного рода финансовыми преступлениями:
- FATF,
- Эгмонт,
- Интерпол.
Складывается впечатление, что авторы антироссийских инициатив в стремлении «изгнать» Россию отовсюду напрочь утратили связь с реальностью, позабыв об опасных последствиях демонтажа глобальной системы ПОД/ФТ, отмечает Чиханчин.
Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры, угроза терроризма не спадает. Наивно полагать, что террористы и их пособники отказались от планов совершения атак против человечества.
Они умело адаптируются к текущим реалиям, подстраивают современные технологические достижения под свои нужды. Остро стоят проблемы транснациональной преступности и сращивания террористических организаций с криминальными элементами, занимающимися незаконным оборотом наркотиков.
В данном контексте важно помнить, что бóльшая часть (86%) мирового незаконного производства опия приходится на Афганистан, потенциальное увеличение наркопотоков из которого может дестабилизировать обстановку в любом регионе мира.
По этой причине РФ фокусирует значительную часть усилий в рамках созданной по типу FATF Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в состав которой входят страны, граничащие с Афганистаном.
Российские компетентные органы традиционно вносят посильный вклад в безопасность региональной и международной финансовых систем. Статистика говорит сама за себя: по нашим запросам в зарубежных государствах были «заморожены» средства около 2 тысячи лиц, причастных к терроризму.
Однако с введением односторонних антироссийских рестрикций ситуация с мировой финансовой безопасностью стала объективно ухудшаться. Внимание специальных структур, призванных на деньги налогоплательщиков бороться с преступностью, отвлекается на поиск российских активов для их последующей незаконной блокировки.
В итоге без расследования остаются серьезные трансграничные правонарушения, считает глава финразведки.
Чем закончатся попытки ослабить роль России в мировых антиотмывочных процессах? Ответ очевиден: как минимум, снижением защищенности глобальной финансовой системы.
Любые ограничения на взаимодействие и обмен информацией об операциях, связанных с терроризмом, наркотиками, мошенничеством, киберпреступностью, «отмыванием» денег и другими серьезными правонарушениями, затрудняют поиск нелегальных активов.
Преследование опасных криминальных группировок рискует фактически остановиться. В результате выгоду от подобных непродуманных действий получают непосредственно преступники, в том числе совершившие экономические деяния в странах, «заморозивших» полезные и взаимовыгодные контакты с Россией в правоохранительной сфере.
Не приходится сомневаться, что они обязательно воспользуются возникшими уязвимостями в своих корыстных интересах.
Государства, отказывающиеся от сотрудничества с российскими компетентными органами по специальным вопросам борьбы с преступностью, по сути, сами себе «стреляют в ногу», подвергая собственных граждан и свою нацбезопасность необоснованным рискам.
Страдает и авторитет FATF, деятельность которой всегда отличалась профессионализмом и качественной экспертизой. Печально, что регулярно звучащие в ходе ее заседаний заявления о необходимости налаживания международной кооперации в вопросах борьбы с финансированием терроризма без политизации и двойных стандартов — не более чем пустая риторика.
Воплощать эти установки в жизнь наши бывшие западные партнеры явно не торопятся. Казалось бы, в истории отношений России со странами Запада, в том числе США, немало примеров успешного взаимодействия на антитеррористическом и антикриминальном направлениях.
Благодаря нашему сотрудничеству удавалось спасать жизни людей, привлекать к ответственности лиц, причастных к экономическим преступлениям, укреплять коллективную финансовую безопасность. Зачем рушить то, что строилось годами, спрашивает Юрий Чиханчин.
При этом сегодня Евросоюз обновил список юрисдикций, не сотрудничающих в налоговых вопросах, добавив в него:
- Россию,
- Британские Виргинские острова,
- Маршалловы острова,
- Коста-Рику.
«Совет сожалеет, что эти юрисдикции не сотрудничают по налоговым вопросам, и призывает их укрепить свою правовую базу для решения обозначенных проблем», — сказано в релизе ЕС.
Теперь в этом перечне 16 позиций, главным образом – классические офшоры:
- Багамские острова,
- Панама,
- Тринидад и Тобаго,
- Вануату,
- и др.
Несколько стран покинули список:
- Северная Македония,
- Барбадос,
- Ямайка,
- Уругвай
получили отсрочки для устранения недостатков:
- Гонконг,
- Малайзия,
- Катар.
Претензии к России связаны с принятыми в прошлом году поправками в законодательство, регулирующее режим специальных административных районов (их в России два – в Приморье и в Калининградской области), говорится в сообщении.
Кроме того, Совет ЕС отмечает, что диалог с Россией по вопросам налогового законодательства «зашел в тупик» на фоне ситуации на Украине.
Впервые список был составлен в декабре 2017 года. Следующий его пересмотр намечен на октябрь 2023 года. Россия попала в предварительный перечень стран, которые не полностью соответствуют международным налоговым стандартам (Annex II), год назад – 24 февраля 2022 года, теперь же она переместилась в «черный список» (Annex I).
Последствия
Нахождение в «черном списке» лишит российские компании возможности претендовать на некоторые налоговые льготы в ЕС, констатирует партнер Kept Александр Токарев.
«Я имею в виду льготы по налогу на доходы у источника выплаты в отношении доходов, выплачиваемых европейскими компаниями в пользу российских компаний. Например, теперь дивиденды и проценты, выплачиваемые из Кипра в РФ, будут облагаться налогом на Кипре. Также столкнутся с проблемами и сами европейские компании, которые будут осуществлять выплаты в РФ или получать доходы от российских компаний. Такие выплаты могут не вычитаться для целей налога на прибыль, а в отношении доходов могут не применяться местные освобождения (например, в отношении дивидендов или доходов от реализации акций/долей в российских дочерних компаниях)», — отметил он.
«На практике внесение в список означает, что всем странам ЕС необходимо будет выбрать и применять в отношении России одну или более защитную налоговую меру. Такие меры включают применение налога у источника на выплаты в Россию, правил КИК в отношении российских компаний, отмену правил освобождения участия в отношении российских дивидендов или отказ в вычете расходов из России. Есть также ряд административных мер, которые могут быть использованы», — говорит партнер Б1 Марина Белякова.
Кроме того, странам ЕС придется принимать как минимум одну из трех административных ограничительных мер.
«К ним относятся: повышенный контроль за операциями таких лиц из «черного списка», повышенный риск дополнительных проверок в отношении выгодоприобретателей компаний из таких юрисдикций, повышенный риск проверок для лиц, вовлеченных в деятельность компаний из таких юрисдикций», — рассказывает ведущий юрист юркомпании «Пепеляев групп» Андрей Кириллов.
Претензии к режиму САР с учетом его балансировки в начале 2022 года не очевидны, отмечает она.
Внесение РФ в список делает еще менее эффективным наличие европейских компаний в структурах российского бизнеса, констатирует Белякова.
«Если в прошлом году речь шла о сложностях в работе с банками и провайдерами, то теперь также следует ожидать дополнительных налоговых затрат. Поэтому перевод компаний из ЕС в дружественные юрисдикции или Россию (САР) становится все более актуальным, тем более что это также может решить задачу получения доходов из России», — заключила она.
Были основания полагать, что прошлогодние поправки в НК РФ, ужесточившие использование льгот международных холдинговыми компаниями, послужат поводом для невключения России в «черный список», или, по крайней мере, его отсрочки, отмечает Токарев из Kept.
«Однако, видимо, так сложились текущие обстоятельства. Взаимодействие между российскими и европейскими налоговыми органами во многих случаях поставлено сейчас на паузу», — сказал он.
По словам Кириллова из «Пепеляев групп», включение России в список является ожидаемым продолжением политики «санкционного давления» на РФ со стороны недружественных государств Европейского Союза.
«Поэтому очевидна связь между улучшением условий деятельности в САР с продолжающимся ужесточением санкций в отношении России и российского бизнеса, что заставляет всё большее количество осуществлять редомициляцию в САР», — считает он.
Страны из списка не вправе претендовать на определенный ряд льгот, например, на пониженную ставку налога у источника при выплатах из европейской дочерней компании в пользу материнской компании в РФ, но на фоне текущих санкций ЕС и условий работы банков такие выплаты и так если не невозможны, то затруднительны, говорит старший юрист BGP Litigation Екатерина Ардашева.
«Кроме того, с учетом условий большинства договоров об избежании двойного налогообложения, крайне редко российская компания является материнской по отношению к европейской, чаще бывает наоборот. И именно поэтому данное условие скорее отрицательно скажется на европейском бизнесе, чем на российском», — считает она.
Источник: Интерфакс