Начиная с начала 2024 года многие организации и ИП, исполняющие требования в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (субъекты ФЗ-115), еще и должны исполнять положения Федерального закона от 30 декабря 2006 года №281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
Закон изменялся и дополнялся 1 мая 2019 г., 28 июня 2022 г., 4 августа 2023 г.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, указанным в части 4 статьи 3.1 закона, в случае неисполнения ими специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3.1 закона, и (или) нарушения требований нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются меры, предусмотренные:
- федеральными законами, регулирующими их деятельность,
- Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ниже приведен список экономических субъектов, обязанных применять специальные экономические меры, направленные на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц. Это:
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию);
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, общества взаимного страхования и иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации;
- негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- микрофинансовые организации;
- лизинговые компании;
- кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
- операторы по приему платежей;
- организации федеральной почтовой связи;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
- организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
- операторы финансовых платформ;
- операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов;
- операторы инвестиционных платформ.
Обращаем ваше внимание, что организационные основы работы организации или ИП требуется закрепить во внутреннем документе (по аналогии с ПВК ПОД/ФТ/ФРОМУ) с названием «Положение о применении специальных экономических мер в «организации/ИП»». Помимо этого должен быть выпушен комплект приказов или иных распорядительных документов в части организации процесса.
Также необходимо понимать, что функционал в сфере специальных экономических мер не дублирует автоматически деятельность в сфере ПОД/ФТ. Однако по складывающейся практике именно подразделениям и ответственным лицам ПОД/ФТ добавляются соответствующие вопросы и обязанности.
Рекомендуем вам ознакомиться с этими вновь появившимися и актуализованными темами в комплаенсе и внутреннем контроле с учетом смежности областей знаний.