К внесению в Госдуму подготовлен законопроект, существенно увеличивающий объем сопровождающих сведений при переводе средств, причем не только об отправителе, но и о получателе. По словам участников рынка, положения документа вступают в противоречие с законом о персональных данных, а в ряде случаев просто невыполнимы.
Кроме того, придется внести серьезные изменения в работу системы быстрых платежей (СПБ), где для идентификации получателя достаточно номера телефона.
Сейчас состав данных при переводах средств граждан ограничен информацией об отправителе:
- ФИО,
- номер счета,
- ИНН или адрес (при наличии),
в отношении получателя сопровождающая информация не регламентирована.
Проект предусматривает раскрытие такой информации об обеих сторонах, а также добавляет паспортные данные и номер электронного средства платежа (карты или кошелька, например).
Проект направлен на согласование в ЦБ, однако уже вызвал критику со стороны участников рынка.
“Ъ” ознакомился с отзывами, подготовленными профильными ассоциациями. Так, в Национальном совете финансового рынка (НСФР) пишут, что в результате реализации проекта участники рынка будут обязаны обеспечить контроль за наличием сведений, составляющих персональные данные, не только своего клиента—отправителя платежа, но и получателя, в отношении которого банк не получал согласие на их обработку, необходимое согласно требованиям профильного закона (152-ФЗ).
«Кроме того, неясно, как законопроект скажется на работе СБП, для инициирования перевода в которой в настоящее время достаточно только номера телефона получателя,— поясняет глава НСФР Андрей Емелин.— Сервис будет невозможно сохранить в текущем виде, не создав нежелательную и антиконкурентную ситуацию регуляторного арбитража».
В Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) добавляют, что реквизиты российского паспорта включают в себя много дополнительной информации, которая далеко не всегда нужна для однозначной идентификации документа и его держателя: «Предлагаем включать в состав расчетных документов только серию и номер документа».
Также оба объединения отмечают возможные проблемы с корректным заполнением документов при трансграничных переводах.
Как у самих получателей средств, так и у их банков могут не совпадать реквизиты с требуемым форматом. Есть и вопросы к безопасности: исходя из положений законопроекта, придется в незашифрованном виде передавать номера карт, что противоречит правилам платежных систем.
Получить комментарии от Росфинмониторинга и Банка России в выходные не удалось. Однако аналитики согласны, что законопроект негативно повлияет на рынок денежных переводов.
В свою очередь, глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров обращает внимание на то, что в «Основных направлениях развития финансового рынка на 2023–2025 годы» ЦБ анонсировал проведение мероприятий по существенной оптимизации системы ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма).
«К сожалению, рассматриваемый законопроект явно не соответствует этой парадигме — с упорством, достойным лучшего применения, продолжается внедрение требований FATF в условиях фактического устранения российской юрисдикции от участия в принятии решений в рамках организации»,— подчеркивает эксперт.
По мнению господина Прохорова, обеспечение передачи сведений об отправителе и получателе средств при необходимости значимых доработок автоматизированных систем «не несет очевидного практического смысла, поскольку все сведения о владельцах счетов имеются в кредитных организациях и могут предоставляться (уже предоставляются) по запросам в рамках мероприятий по ПОД/ФТ».
Источник: Газета «Коммерсантъ» №26/П от 13.02.2023, стр. 7