В 2019 году была опубликована в Вестнике ВГУ интересная аналитическая статья под авторством В. И. Алешникова (Государственный университет управления), Т. А. Бурцева (Российский технологический университет – МИРЭА), которая поступила в редакцию 18 октября 2019 г.
Аннотация: проанализированы основные причины существования теневых рынков и инструменты
борьбы с ними, показана роль цифровых методов контроля, позволяющих результативно сокращать
масштаб теневого сектора экономики. Систематизированы факторы формирования и роста теневой
деятельности в регионах России. Аргументируется положение о необходимости комплексного подхода
к снижению теневой экономики на национальном, отраслевом и региональном уровнях. Доказывается
необходимость разработки и реализации системы региональных мер противодействия теневому сектору, увязанных со Стратегией национальной безопасности, Основными направлениями бюджетной,
налоговой и тарифно-таможенной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.
Ключевые слова: теневая экономика, причины возникновения теневых рынков, методы измерения
масштабов теневой экономики, цифровые инструменты снижения теневого сектора, факторы
формирования структуры теневой экономики в регионах.
Abstract: the authors analyzed the main reasons for the existence of shadow markets and tools to combat
them, showed the role of digital control methods that effectively reduce the scale of the shadow sector of the
economy. The article systematizes the factors of formation and growth of shadow activity in the regions of
Russia. The study argues for the need for a comprehensive approach to reducing the shadow economy at
the national, sectoral and regional levels. The authors argue the need to develop and implement a system
of regional measures to counter the shadow sector, linked to the national security Strategy; the Main directions
of the budget, tax and tariff and customs policy for 2019 and the planning period 2020 and 2021.
Key words: the shadow economy, the causes of shadow markets, methods of measuring the scale of the
shadow economy, digital tools to reduce the shadow sector, the factors of formation of the structure of the
shadow economy in the regions.
* Исследования проведены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-
410-400002а(р)) и Правительства Калужской области.
© Алешникова В. И., Бурцева Т. А., 2019
Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается в том числе принятием на государственном уровне ряда нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции, которая
тесно связана с теневой экономикой: Федерального
закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма»; Федерального закона РФ от 25 декабря
2008 г. № 237-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма (утверждена Президентом Российской
Федерации 30 мая 2018 г.) и других. Российская
Федерация ратифицировала международные конвенции по борьбе с криминальной экономикой.
Кроме того, в 2001 г. были созданы Финансовая
служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и ее территориальные органы, осущест-
ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. 2019. № 4 29
Инструменты противодействия теневой экономике в регионах России
вляющие функции по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, финансированию терроризма и оружия массового уничтожения, по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в этой области, координации деятельности в этой
сфере, оценке угроз национальной безопасности;
Межведомственная комиссия по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 13 мая 2017 г. № 208, одной из угроз экономической безопасности названо сохранение значительной доли теневой экономики; борьба с теневой
экономикой признана одной из ключевых задач
Правительства РФ [1].
Значимость проблемы привлекает внимание
ученых и практиков: ведутся дискуссии на страницах журналов, в 2014 г. появилось специализированное издание «Теневая экономика»; выходят монографии [2; 3]; защищаются диссертации [4; 5];
в июне 2019 г. в Чите состоялся круглый стол, в
сентябре 2019 г. в Баку (Азербайджан) прошла международная конференция «Борьба с теневой экономикой как значимый фактор устойчивого экономического роста», а в октябре в РАН – еще одна международная научно-практическая конференция
«Оценка занятости и необходимых навыков в неформальной экономике: подходы и выводы из регионального и местного мониторинга рынка труда».
Текст статьи: 2019-04-04
Алешникова В. И., доктор экономических наук,
профессор кафедры маркетинга
E-mail: manager.vsu@gmail.com
Российский технологический университет –
МИРЭА (Москва)
Бурцева Т. А., доктор экономических наук, доцент кафедры статистики
E-mail: bur69@mail.ru
The State University of Management (Moscow)
Aleshnikova V. I., Doctor of Economic, Professor
E-mail: manager.vsu@gmail.com
Russian Technological University – MIREA (Moscow)
Burtseva T. A., Doctor of Economic, Associate
Professor
E-mail: bur69@mail.ru