В апреле 2023 года Росфинмониторинг опубликовал Секторальную оценку рисков отмывания (легализации) денежных средств и финасирования терроризма с использованием лизинговых компаний за 2018-22 годы.
Проведенные в 2022 году Национальные оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в Российской Федерации (НОР ОД, НОР ФТ) показывают, что при совершении данных преступлений преступники используют широкий набор способов и приемов, чтобы скрытно перемещать денежные средства для нужд террористов или придавать правомерный вид владению преступно добытым активам.
Одним из таких способов является использование сектора лизинговых компаний.
В целях снижения возможностей преступников отмывать доходы и финансировать терроризм, лизинговые компании должны реализовывать комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ), в том числе оценивать степень (уровень) риска совершения своими клиентами подозрительных операций.
Отмывание преступных доходов (ОД) и финансирование терроризма (ФТ) — это тяжкие преступления, которые позволяют преступникам легализовывать и распоряжаться большими суммами незаконно полученных денежных средств, а также подпитывают деятельность террористических групп, в том числе связанную с совершением террористических актов (отчеты о НОР ОД и НОР ФТ доступны на сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/fm/nor).
Секторальная оценка рисков отмывания (легализации) денежных средств и финасирования терроризма с использованием лизинговых компаний (т.н. «риск-ориентированный подход») должна учитывать:
- результаты национальной оценки рисков,
- характер и виды деятельности клиента,
- характер используемых им продуктов (услуг).
Результаты использования риск-ориентированного подхода прямо влияют на характер и объем иных «антиотмывочных» мер, применяемых лизинговыми компаниями.
Например, мер по получению информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с клиентом.
Кроме того, лизинговые компании обязаны принимать в соответствии с правилами внутреннего контроля меры по снижению выявленных рисков совершения клиентами подозрительных операций.
В этих условиях понимание лизинговыми компаниями актуальных рисков ОД/ФТ своего сектора является ключевым для целей применения риск-ориентированного подхода. В отчете приводятся результаты второй оценки рисков ОД/ФТ лизингового сектора за 2018 – 2022 годы.
Предыдущая оценка рисков ОД/ФТ сектора была проведена в 2018 году и доступна на сайте Росфинмониторинга.
В соответствии с руководящими документами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) при формировании настоящего отчета использовались материалы и статистика из широкого спектра источников, включая:
- результаты уголовных расследований,
- материалы финансовых расследований,
- результаты контроля (надзора),
- опросы частного сектора,
- и иных источников информации.
Отчет предназначен в первую очередь для специальных должностных лиц и руководства лизинговых компаний.
Полученные в ходе проведения секторальной оценки рисков ОД/ФТ (СОР) оценки и данные могут быть использованы для понимания угроз и уязвимостей сектора, а также степени их подверженности учетом приводимой в настоящем отчете сегментации.
В частности, выявленные в отчете способы отмывания преступных доходов и совершения предикатных преступлений, затрагивающие лизинговые компании, могут помочь компаниям сектора адаптировать свои политики и процедуры по противодействию ОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ, ПОД/ФТ/ФРОМУ) к актуальным рискам.
Отчет также может быть полезен представителям смежных секторов и надзорным органам, участвующим в совершении лизинговых сделок и проведении платежей.
Например, кредитным организациям, обслуживающим лизинговые компании или их контрагентов.
Отчет о СОР в лизинговом секторе дополняет:
- проводимую государственными органами на систематической основе работу с сектором по разъяснению требований антиотмывочного законодательства,
- доведению актуальных типологий и рисков ОД/ФТ,
- оценку через различный инструментарий, в том числе Личный кабинет субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, размещенный на сайте Росфинмониторинга (далее — Личный кабинет), и работу Советов Комплаенс.
СОДЕРЖАНИЕ
4 ВВЕДЕНИЕ
6 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕКТОРА
14 ХАРАКТЕРИСТИКА УГРОЗ
21 ХАРАКТЕРИСТИКА УЯЗВИМОСТЕЙ
26 УРОВЕНЬ РИСКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕКТОРА В СХЕМАХ ОД/ФТ
28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текст документа: