Руководство по лучшим практикам в области ПОД/ФТ от Пробирной Палаты, о котором мы писали ранее, содержит порядок выполнения процедур внутреннего контроля, последовательность действий, типовых операций при его реализации, а также практическое применение положений нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ для субъектов ювелирного рынка.
Документ включает в себя:
- описание процесса регистрации Личного кабинета на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу,
- организации и разработки правил внутреннего контроля,
- требования к специальному должностному лицу,
- и другое.
«Руководство по лучшим практикам в области ПОД/ФТ прежде всего направлено на то, чтобы помочь участникам рынка правильно организовать работу по соблюдению обязательных требований. В одном документе собрана вся информация, содержащаяся в различных нормативных актах. Если следовать этому Руководству, то у контрольно-надзорных органов не будет вопросов по соблюдению законодательства», – поясняет руководитель Федеральной пробирной палаты Юрий Зубарев.
В нем содержится:
- перечень операций, подлежащих обязательному контролю,
- порядок информирования Росфинмониторинга о таких операциях,
- обучение уполномоченных сотрудников участника оборота ДМДК.
Кроме того, Руководство содержит:
- перечень видов экономической деятельности в сфере оборота ДМДК, на которые распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ,
- справочник признаков необычных (подозрительных) операций (сделок),
- примеры административной ответственности за конкретные нарушения.
Нормы и требования ФЗ-115 распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по купле-продаже, скупке драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК), ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в том числе по договорам:
- комиссии,
- подряда,
- агентским.
Субъектами ФЗ-115 являются организации и ИП ювелирного рынка, осуществляющие операции в сфере:
- добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (на этапе реализации);
- производства драгоценных металлов (извлечение металлов из добытых руд, из концентратов, лома и отходов) и аффинажа;
- производства ювелирных изделий;
- обработки (огранки) драгоценных камней;
- обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов;
- рекуперации драгоценных камней;
- оптовой торговли ДМДК (как в обработанных, так и в сырье и полуобработанных формах (полуфабрикатах));
- оптовой торговли ДМДК (как в обработанных, так и в сырье и полуобработанных формах (полуфабрикатах);
- торговле ювелирными изделиями (оптовая, розничная, комиссионная (в том числе дистанционным способом продажи, включая реализацию ювелирных изделий через маркетплейсы);
- изготовления ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения (в случае, если приобретаются ДМДК, которые используются в процессе изготовления ювелирных изделий);
- ремонта ювелирных изделий (в случае, если приобретаются ДМДК, которые используются в процессе ремонта ювелирных изделий);
- скупки ДМДК.
Субъектами ФЗ-115 не являются:
- религиозные организации;
- музеи;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
ПЕРЕЧЕНЬ видов экономической деятельности в сфере оборота ДМДК, на которые распространяются обязательные требования законодательства о ПОД/ФТ:
- 29.1 — Добыча и обогащение медной руды;
- 29.4 — Добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов;
- 29.41 — Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы);
- 99.31 — Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов;
- 99.32 — Добыча алмазов;
- 41 — Производство драгоценных металлов;
- 11 — Чеканка монет;
- 12 — Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий;
- 12.1 — Производство изделий технического назначения из драгоценных металлов;
- 12.2 — Производство изделий технического назначения из драгоценных камней;
- 12.3 — Обработка алмазов;
- 12.4 — Обработка драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, кроме алмазов и янтаря; производство изделий из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, кроме янтаря;
- 12.5 — Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- 12.51 — Производство ювелирных изделий, медалей из серебра и драгоценных камней;
- 12.52 — Производство ювелирных изделий, медалей из золота и драгоценных камней;
- 12.59 — Производство ювелирных изделий, медалей из прочих драгоценных металлов и драгоценных камней;
- 12.6 — Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения;
- 12.61 — Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения из серебра;
- 12.62 — Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения из золота;
- 12.69 — Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения из прочих драгоценных металлов;
- 32.2 — Обработка отходов и лома драгоценных металлов;
- 48.2 — Торговля оптовая ювелирными изделиями;
- 48.21 — Торговля оптовая ювелирными изделиями из серебра;
- 48.22 — Торговля оптовая ювелирными изделиями из золота;
- 48.29 — Торговля оптовая ювелирными изделиями из прочих драгоценных металлов;
- 72.23 — Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами;
- 76.4 — Торговля оптовая драгоценными камнями;
- 77 — Торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах;
- 77.1 — Торговля розничная часами в специализированных магазинах;
- 77.2 — Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах;
- 77.21 — Торговля розничная ювелирными изделиями из серебра в специализированных магазинах;
- 77.22 — Торговля розничная ювелирными изделиями из золота в специализированных магазинах;
- 77.29 — Торговля розничная ювелирными изделиями из прочих драгоценных металлов в специализированных магазинах;
- 25 — Ремонт часов и ювелирных изделий;
- 25.2 — Ремонт ювелирных изделий;
- 09.1 — Деятельность по оказанию услуги по скупке у граждан ювелирных изделий.
К операциям обязательного контроля относятся:
- купля-продажа, скупка ДМДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму, равную или превышающую 1 млн рублей или равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн рублей, или превышающей ее, а также если по одному договору купли-продажи или скупки, заключенному с одним и тем же контрагентом (клиентом), сумма совершенных операций равна или превышает 1 млн рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной
1 млн рублей, или превышает ее; - зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если одной из сторон сделки является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в Исламской Республике Иран и (или) в Корейской Народно-Демократической Республике, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанных государствах (на указанных территориях), если сумма такого перевода равна или превышает 1 млн рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн рублей, или превышает ее;
- предоставление участником оборота ДМДК другим юридическим и физическим лицам или получение участником оборота ДМДК беспроцентных займов от юридических лиц, не являющимися кредитными организациями, либо физических лиц, если сумма займа равна или превышает 1 млн рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн рублей, или превышает ее;
- получение или расходование некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества вне зависимости от суммы;
- получение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, включенными в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечни), и (или) решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (далее – решение МВК), денежных средств и (или) иного имущества вне зависимости от суммы.
Комплекс мер по внутреннему контролю должен включать в себя:
- осуществление процедуры идентификации;
- информирование Росфинмониторинга о выявленных операциях, подлежащих контролю;
- информирование Росфинмониторинга о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- информирование Росфинмониторинга об отказе в совершении операции;
- хранение информации, в том числе сведений, необходимых для осуществления процедуры идентификации;
- обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля;
- проведение обучения сотрудников участника оборота ДМДК;
- информирование Росфинмониторинга о результатах проведения проверки контрагентов (клиентов) по Перечням и (или) решениям МВК.
Текст руководства:
Руководство-по-соблюдению-требований-законодательства-в-области-ПОД-ФТ (1)