Как мы писали ранее Росфинмониторинг дал разъяснения для самозанятых бухгалтеров и юристов в письме «О рассмотрении обращения» № 07-03-05/23303 от 26 октября 2022 года, но интерес к теме продолжается из-за появления новых ИП и самозанятых.
Поэтому мы постарались представить вам несколько более расширенное толкование некоторых особенностей работы этой категории субъектов ст. 7.1 ФЗ-115 в отношении исполнения функций агента финансового мониторинга.
Бухгалтерские и юридические компании компании являются субъектами статьи 7.1 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и должны выполнять его требования в полном объеме.
Вообще к субъектам статьи 7.1 ФЗ-115 относят:
- адвокатов,
- нотариусов,
- доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица,
- аудиторские организации,
- индивидуальных аудиторов,
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
Регистрироваться в Росфинмониторинге должны все субъекты ст. 7.1 ФЗ-115, в том числе зарегистрированные в качестве Индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятые бухгалтеры.
Фактором отнесения субъекта к категории считается наличие соответствующего ОКВЭДа при регистрации в ФНС. На практике правомерность требований и применение санкций к лицу со стороны органов Росфинмониторинга возникает с момента проведения первой сделки по указанному виду деятельности. То есть пока у вас нет сделок по соответствующему виду деятельности и вы еще не зарегистрировались в Росфинмлниторинге, вы ничего не нарушили, хотя ОКВЭД у вас есть. Но только вы подписали первый договор или получили платеж по соответствующей услуге незарегистрировавшись в Росфинмониторинге, вы уже нарушили закон и можете быть привлечены к ответственности.
Деятельность самозанятых, в том числе бухгалтеров и юристов, регулируется Федеральным законом № 422-ФЗ, однако Федеральным законом № 115-ФЗ установлен ряд требований в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ для лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг, если они осуществляют:
- Сделки с недвижимостью
- Управление деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента
- Управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг
- Привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими
- Создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также куплю-продажу организаций
Согласно письму Росфинмониторинга деятельность, в результате которой образуется профессиональный доход, входит в понятие предпринимательской деятельности, так как она направлена на систематическое получение прибыли.
Таким образом, неважно оформлен бухгалтер или юрист как ИП или как самозанятый, он все равно подпадает под нормы «противолегализационного» законодательства, и на него распространяются обязанности в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, установленные для субъектов ст. 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ.
Прав и обязанностей у бухгалтеров по 115-ФЗ несколько меньше, чем у всех остальных субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, но их также достаточно. По обязанностям для субъектов ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг разработал памятку. на которую можно, перейти по ссылке: https://www.fedsfm.ru/trustee-reminder-71
Обобщенный список прав и обязанностей бухгалтера по 115-ФЗ.
-
Первичная организация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:
- Прохождение обучения и получение Свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа.
- Разработка и утверждение Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
- Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга (для регистрации Личного кабинета и предоставления отчетности о подозрительных операциях, бухгалтеру необходимо иметь электронную подпись).
-
Оперативные действия и набор документов для осуществление внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:
Правила внутреннего контроля:
- Отслеживание изменений законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- Приказы об утверждении Правил внутреннего контроля и приложений;
- Регулярное обновление Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ не позднее месяца после вступления в силу новых законодательных, нормативных правовых и иных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также в связи с изменениями в штатном расписании:
- Размещение обновленных редакций ПВК в личном кабинете Росфинмониторинга.
Введение специального должностного лица (СДЛ) по ПОД/ФТ/ФРОМУ:
- Приказ о назначении СДЛ;
- Должностная инструкция СДЛ;
- Получение Справки об отсутствии судимости для СДЛ.
- Обучение СДЛ на курсе Целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Подготовка и обучение сотрудников:
- Приказ об утверждении Перечня сотрудников, подлежащих обучению в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- Приказ об утверждении Программы внутреннего обучения сотрудников;
- Обучающие материалы для сотрудников;
- Журнал прохождения обучения сотрудниками;
- Получение Свидетельства о прохождении внешнего обучения в форме повышения уровня знаний – не реже 1 раза в три года.
Личный кабинет:
- Регистрация СДЛ в Личном кабинете Росфинмониторинга;
- Загрузка правил внутреннего контроля, прохождение всех тестов, опросников, анкет от Росфинмониторинга и т.д.
- Предоставление отчета о результатах внутреннего контроля, а также отчета о рисках;
- Выгрузка всех Перечней и решений из Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга;
- Выполнение всех требований по снижению риска в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга («риск-ромашка»);
- Получение запросов от Росфинмониторинга, подготовка и направление ответов через Личный кабинет;
- Регулярный мониторинг и выгрузка из Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга Перечня экстремистов, Решений Межведомственной комиссии и Перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (делать ежедневно).
Идентификация:
- Оформление Анкет клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
- Выявление и идентификация бенефициарных владельцев (мотивированное суждение);
- Выявление Публичных должностных лиц;
- Фиксирование в Анкете клиента результатов проверки на принадлежность к Перечням, решениям и иным спискам;
- Фиксирование в Анкете клиента степени (уровня) риска клиента и обоснования;
- Отнесение клиентов к определённым группам риска;
- Оформление досье клиентов.
Финансовый мониторинг:
- Предоставление всей отчетности в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (подозрительные операции, сведения о блокировках и т.д.);
- Составление внутренних сообщений о необычной операции, об операции, подлежащей документальному фиксированию, о подозрительной операции;
- Формирование и направление отчетности в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинге.
Внутренний контроль:
- Приказ о проведении проверки системы внутреннего контроля;
- Проведение проверки внутреннего контроля;
- Отчет о проверке внутреннего контроля не реже одного раза в 6 месяцев на бумаге и в Личном кабинете Росфинмониторинга;
- Ведение журнала сверки наличия среди своих клиентов юридических и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (в письменной форме, при каждом обновлении любого из Перечней).
Ответы на все запросы Прокуратуры, Росфинмониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Приказы о блокировании операций клиента.
Отчет об оценке возможности использования клиентами услуг и программно-технических средств в целях отмывания доходов и(или) финансирования терроризма (до начала оказания услуг).
Отчет о рисках (раз в год).