С 5 марта по 4 апреля 2022 года Росфинмониторингом внесен законопроект, который проходит стадию публичного обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза.
В соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В свою очередь, международно-правовые стандарты в области прав человека, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, вместе с тем предусматривают, что предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование, всякая дискриминация на основе религии или убеждений должны быть запрещены законом:
- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948,
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966,
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965,
- Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.1981 о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950).
- Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001.
Реализуя:
- вышеобозначенные положения Конституции Российской Федерации,
- международных актов,
- во исполнение указания Президента Российской Федерации от 30.10.2020 № Пр-1757
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект, проект федерального закона) предусматривает включение в сферу применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Ранее, полномочия в названной сфере были закреплены за Федеральной службой по финансовому мониторингу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 26.04.2021 № 248 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808» «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» и в Положение, утвержденное этим Указом».
Кроме того, соответствующее расширение сферы законодательства о ПОД/ФТ предусмотрено утвержденной Президентом Российской Федерации 30.05.2018 Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, согласно которой снижение экстремистских проявлений в обществе является основной целью национальной системы ПОД/ФТ.
В настоящее время субъекты исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) уже реализуют отдельные направления, связанные с противодействием финансированию экстремистской деятельности, в том числе связанные с применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень). Таким образом, возлагаемые законопроектом на финансовые организации новые обязанности уже частично связаны с реализуемыми в настоящее время и, в целом, будут касаться предоставления информации о финансовых операциях проверяемых лиц
по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга).
С целью снижения регуляторной нагрузки, и учитывая, возможные сложности с выявлением в ходе финансового анализа данных, указывающих
на мотив совершения преступлений (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы) законопроектом не предусматривается возложение на финансовые институты обязанности, связанной в выявлением операций, в отношении которых у них возникают подозрения, что они связанны с финансированием экстремистской деятельности (по аналогии с ранее закрепленным функционалом по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения, введенным Федеральным законом от 23.04.2018 № 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения»).
Законопроектом также расширяется перечень оснований для включения физических лиц в Перечень и исключения из него с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» (дополняется преступлениями, предусмотренными пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213, статьей 280.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В целях имплементации положений:
- Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной в г. Шанхае 15.06.2001,
- Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, заключенной в г. Астане 09.06.2017,
законопроектом в статью 10 Федерального закона № 115-ФЗ вносятся уточнения, в части обмена информацией и правовой помощи в деятельности, связанной с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Также законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 12 Федерального закона № 115-ФЗ в целях исключения дублирования норм, содержащихся в статье 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Предлагается установить отложенный срок (с 1 января 2023 года) вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений с целью обеспечения принятия необходимых для их реализации подзаконных нормативных правовых актов и подготовки участников системы ПОД/ФТ к исполнению нового функционала.
Положения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вводимое регулирование направлено на борьбу с финансированием экстремизма.
Принятие законопроекта окажет в целом положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности».
Учитывая, что вопросы ПОД/ФТ выведены из-под действия Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации» по аналогии из сферы его применения также выводятся отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований по линии противодействия финансированию экстремисткой деятельности. Тем не менее, вводимые законопроектом требования будут подлежать оценке соблюдения в рамках контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ (с учетом изменений в статью 91 Федерального закона № 115-ФЗ).
Принять участие в обсуждении можно до 4 апреля по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=50&npa=125506
Текст проекта: