8 февраля 2022 года РФМ был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза.
Основная направленность законопроекта – внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения его соответствия, а также практики его применения международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) (Рекомендациям 6 (целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма) и 7 (целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению ОМУ) Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Проектом устраняются отдельные недостатки в законодательстве о ПОД/ФТ, выявленные по результатам мониторинга его правоприменения.
Действующая редакция Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (№ 115-ФЗ) возлагает на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (финансовые организации), обязанность применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети «Интернет» на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в названные перечни.
С учетом текущей процедуры формирования Росфинмониторингом вышеобозначенных перечней организаций и физических лиц в части, касающейся решений Совета Безопасности ООН или органов, специально созданных решениями Совета Безопасности ООН (решения Совета Безопасности ООН), по вопросам противодействия терроризму или распространению оружия массового уничтожения (занимает до двух календарных дней), и времени применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (один рабочий день) общее время замораживания (блокирования) с момента принятия соответствующего решения Совета Безопасности ООН составляет до трех календарных дней, а в случае совпадения с выходными и праздничными днями – более трех календарных дней.
В свою очередь, согласно Рекомендациям 6 и 7 ФАТФ целевые финансовые санкции во исполнение решений Совета Безопасности ООН, относящиеся к предупреждению терроризма и распространения оружия массового уничтожения, должны применяться безотлагательно, что в ходе оценки выполнения государствами названных стандартов международными экспертами трактуется, как не позднее 24 часов.
Достижение обозначенного срока применения финансовыми организациями мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в рамках предусмотренных действующими нормативными правовыми актами подходов, в том числе и в случае их оптимизации, не представляется возможным.
Поэтому проектом предлагается закрепить механизм «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН. При этом, согласно Проекту меры по замораживанию (блокированию), определенные решениями Совета Безопасности ООН, финансовыми организациями должны будут применяться незамедлительно, но не позднее 20 часов с момента получения уведомления уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о принятии Советом Безопасности ООН решений по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения. При этом, названное уведомление Росфинмониторинг будет направлять всем финансовым организациям в срок до 4 часов с момента непосредственного размещения решений Совета Безопасности ООН в сети «Интернет» на его официальном сайте, одновременно информируя о лицах, в отношении которых такие решения были приняты (отменены).
Проект предусматривает возложение на:
- адвокатов,
- нотариусов,
- доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица,
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг,
обязанности по направлению в уполномоченный орган информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В настоящее время названные лица наделены полномочиями только на осуществление мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информацию о применении данных мер, в отличие от всех иных субъектов, поименованных в Федеральном законе № 115-ФЗ, в Росфинмониторинг не направляют.
Предлагается установить отложенный срок с 1 декабря 2022 года вступления в силу предлагаемых проектом изменений с целью обеспечения принятия необходимых для их реализации подзаконных нормативных правовых актов, подготовки органов и организаций к исполнению измененных обязанностей.
Текст проекта: