В течение трех дней встречи делегаты прорабатывали полную повестку дня по ключевым вопросам отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Пленарное заседание обсудило ситуацию на Ближнем Востоке.
ФАТФ согласилась опубликовать ключевой отчет о краудфандинге для финансирования терроризма . Члены также договорились о внесении изменений в Рекомендацию 8 ФАТФ, чтобы уточнить меры, применимые к НКО. ФАТФ также будет масштабировать работу по криминализации финансирования терроризма в странах (рекомендация 5).
Члены ФАТФ признали необходимость полного и эффективного внедрения Стандартов ФАТФ во всех юрисдикциях. Это включает в себя анализ и обмен финансовой информацией о сетях финансирования терроризма, а также использование финансовых и правоохранительных инструментов, таких как финансовые санкции и конфискация, чтобы отрезать террористов от их источников доходов и ослабить инфраструктуру, необходимую этим группам для достижения своих разрушительных целей. Это также включает в себя определение выявленных террористов и террористических групп согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН.
Важной вехой стало то, что делегаты также согласовали значительный набор поправок к Рекомендациям ФАТФ, которые предоставят странам гораздо более мощный инструментарий мер по лишению преступников доходов от преступной деятельности, что является приоритетом ФАТФ под председательством Сингапура. Чтобы еще больше улучшить глобальные усилия по возвращению активов, FATF также опубликовала отчет, в котором излагаются рекомендации по усилению роли и использованию сетей по возвращению активов (ARIN) в расследовании дел, связанных с транснациональным отмыванием денег.
ФАТФ также утвердила отчеты о незаконных финансовых потоках в результате мошенничества с использованием киберпространства и неправомерном использовании гражданства и вида на жительство посредством инвестиционных программ .
После недавних поправок к стандартам бенефициарной собственности и прозрачности делегаты также согласились выпустить для общественного обсуждения обновленное Руководство ФАТФ, основанное на рисках, по Рекомендации 25 о бенефициарной собственности и прозрачности юридических механизмов .
ФАТФ приветствовала Индонезию в качестве своего 40 -го члена.
Делегаты обсудили совместную оценку Бразилии ФАТФ-ГАФИЛАТ.
ФАТФ также обновила заявления, определяющие юрисдикции с высоким уровнем риска и другие контролируемые юрисдикции, и исключила четыре страны из-под усиленного мониторинга после успешных визитов на места.
Готовясь к следующему раунду взаимных оценок, делегаты завершили работу над поправками к Методологии ФАТФ, используемой для оценки того, насколько эффективно страны реализовали требования ФАТФ в отношении бенефициарного права и прозрачности.
Кроме того, ФАТФ согласовала комплексный набор процедур, которые все соответствующие органы по оценке, включая все региональные органы по типу ФАТФ (FSRB), будут использовать для оценки соблюдения странами Стандартов ФАТФ в следующем раунде взаимных оценок. Эта общая структура для проведения взаимных оценок способствует развитию более сплоченной и инклюзивной Глобальной сети.
Членство в ФАТФ
Индонезия
FATF предоставила Индонезии полноправное членство. Страна прошла взаимную оценку, которую Пленарное заседание обсудило и одобрило в феврале 2023 года.
С тех пор Индонезия работала над реализацией плана действий по решению ключевых технических проблем и проблем эффективности, выявленных в ходе оценки. Основываясь на твердой политической приверженности страны выполнению оставшихся пунктов своего плана действий и продолжающемся прогрессе в совершенствовании национальной программы ПОД/ФТ/ФПФ, Пленарное заседание согласилось предоставить Индонезии членство в ФАТФ, которое вступит в силу в конце этого Пленарного заседания. Индонезия получит преимущества полноправного членства и, как ожидается, выполнит обязательства членства в ФАТФ. После вступления Индонезии в члены ФАТФ теперь насчитывается 40 членов, включая все страны «Большой двадцатки».
Российская Федерация
Приостановление членства Российской Федерации остается в силе. После заявлений, опубликованных с марта 2022 года, ФАТФ вновь заявляет, что все юрисдикции должны проявлять бдительность в отношении текущих и возникающих рисков, связанных с обходом мер, принятых против Российской Федерации в целях защиты международной финансовой системы.
Стратегические инициативы
Улучшение восстановления активов
Под председательством Сингапура ФАТФ сделала своим приоритетом продвижение политики и действий, которые гарантируют, что возвращение активов станет ключевым элементом подхода каждой страны к борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В глобальном масштабе страны возвращают лишь удручающую часть активов, полученных в результате преступной деятельности. Это дает преступникам возможность пользоваться своими нечестными достижениями, подпитывает дальнейшую преступную деятельность и искажает законную экономику.
ФАТФ возглавила глобальные усилия по укреплению правовой и оперативной базы, которая лежит в основе эффективности действий стран по возвращению активов. В партнерстве с Интерполом ФАТФ также объединила политиков и экспертов по оперативной деятельности в рамках Круглого стола ФАТФ-Интерпола (FIRE) для улучшения результатов замораживания, ареста и конфискации активов. Дискуссии FIRE подчеркнули необходимость создания более прочной внутренней правовой базы по возвращению активов, надежных оперативных структур и расширения международного сотрудничества.
На пленарном заседании делегаты приветствовали эти выводы и согласились с основными поправками к Рекомендациям ФАТФ, которые предоставят странам усовершенствованные инструменты для более эффективного замораживания, ареста и конфискации преступного имущества как внутри страны, так и посредством международного сотрудничества.
Пересмотренные Рекомендации требуют, чтобы страны имели политику и оперативные рамки, которые отдавали бы приоритет возвращению активов и устанавливали режимы конфискации без вынесения обвинительного приговора в их правовых системах. Они также предоставляют новые функции, такие как возможность приостанавливать транзакции, связанные с отмыванием денег, финансированием терроризма и серьезными преступлениями. Это позволит соответствующим национальным органам власти быстрее обеспечить безопасность преступных активов, увеличивая шансы на успешную конфискацию и потенциальное восстановление для жертв.
Пересмотренные Стандарты являются важной вехой, которая поможет осуществить необходимый культурный сдвиг, чтобы гарантировать, что возвращение активов станет основным компонентом эффективной стратегии предотвращения и смягчения последствий преступности. Теперь каждая страна должна эффективно реализовать эти пересмотренные требования в своих национальных рамках и использовать эти инструменты, чтобы лишить преступников их незаконных активов и внести вклад в создание более безопасного общества.
Теперь ФАТФ будет работать над пересмотром соответствующих частей своей Методики оценки для следующего раунда взаимных оценок, чтобы учесть изменения в Рекомендациях.
Обновленные Рекомендации будут опубликованы в ноябре.
Сотрудничество с сетями восстановления активов (ARIN): рекомендации и итоговый отчет
ARIN – это неформальные международные или региональные сети, объединяющие специалистов правоохранительных и судебных органов, работающих в области отслеживания, замораживания, ареста и конфискации активов. Они играют важную роль в повышении эффективности международных усилий по возвращению активов. ФАТФ завершила отчет, анализирующий модель ARIN. Он включает в себя рекомендации, направленные на укрепление сотрудничества Глобальной сети ФАТФ с ARIN и обеспечение эффективного использования следователями и прокурорами ARIN для «отслеживания денег» через границы и возвращения активов в делах о транснациональных преступлениях.
Отчет будет опубликован в ноябре.
Борьба со злоупотреблением НКО для финансирования терроризма
ФАТФ согласовала поправки к Рекомендациям ФАТФ, направленные на защиту НКО от потенциального злоупотребления финансированием терроризма посредством эффективного внедрения мер, основанных на риске. Эти поправки являются результатом интенсивных обсуждений и активных консультаций с заинтересованными сторонами государственного и частного сектора, в том числе посредством общественных консультаций, завершившихся в августе 2023 года.
Некоммерческий сектор выполняет важную работу, часто в очень сложных обстоятельствах и регионах, но неправильное применение Рекомендаций ФАТФ оказывает сдерживающее воздействие на законную и столь необходимую благотворительную и гуманитарную деятельность. Работа ФАТФ по выявлению и анализу этих непредвиденных последствий показала, что страны часто плохо применяют подход ФАТФ, основанный на риске.
ФАТФ уточнила свои требования после тесных консультаций с некоммерческим сектором. Изменения ясно дают понять, что Рекомендация 8 применима не ко всему некоммерческому сектору, а только к той его части, которая подпадает под определение НКО в определении ФАТФ. Пересмотренный Стандарт требует от стран определить типы организаций, подпадающих под определение ФАТФ, оценить риски злоупотреблений с целью финансирования терроризма и принять целенаправленные, пропорциональные и основанные на рисках меры для снижения этих рисков. Он разъясняет подход к НКО с низким уровнем риска и необходимость того, чтобы страны обеспечивали надзор или мониторинг, но не доходили до надзора за сектором так же, как это было бы в отношении финансового или нефинансового сектора. Пересмотренная Рекомендация также направлена на предотвращение необоснованного нарушения или препятствования законной благотворительной деятельности посредством внедрения мер, основанных на риске. В нем подчеркивается, что страны могут также рассмотреть возможность принятия мер саморегулирования и связанных с ними мер внутреннего контроля, если они существуют, внутри НКО.
Теперь ФАТФ будет работать над пересмотром соответствующих частей своей Методологии для следующего раунда взаимных оценок. В следующем раунде каждая страна в Глобальной сети будет оцениваться на соответствие этим пересмотренным Стандартам, и ей необходимо будет продемонстрировать, что они применяют основанный на риске подход к предотвращению злоупотреблений некоммерческого сектора, не нарушая и не препятствуя законной благотворительной деятельности.
Обновленные Рекомендации будут опубликованы в ноябре.
Обновленный документ о передовом опыте борьбы со злоупотреблениями в отношении некоммерческих организаций
ФАТФ также обновила свой документ о передовой практике, чтобы отразить поправки к Рекомендации 8 и помочь в эффективной реализации этих пересмотренных требований. Обновленный документ о передовом опыте отражает вклад соответствующих заинтересованных сторон, в том числе по итогам общественных консультаций, состоявшихся в июле-августе 2023 года.
Документ о передовой практике помогает странам, некоммерческому сектору и финансовым учреждениям понять, как лучше всего защитить соответствующие НКО от злоупотреблений с целью финансирования терроризма, не нарушая при этом и не препятствуя законной благотворительной деятельности. Он также помогает заинтересованным сторонам, выявляя примеры плохой практики, и конкретно объясняет, как не выполнять требования ФАТФ.
Благодаря пересмотру Рекомендации 8 и обновленному документу о передовой практике ФАТФ полностью разъяснила, как ее стандарты применяются к некоммерческому сектору в соответствии с подходом, основанным на риске. Это не оставляет возможности для реализации мер, которые не пропорциональны оцененным рискам финансирования терроризма и, следовательно, являются чрезмерно обременительными или ограничительными для организаций, работающих в некоммерческой сфере.
Документ о передовой практике будет опубликован в ноябре.
Краудфандинг для финансирования терроризма
Краудфандинг — это инновационное решение по сбору средств для финансирования идей, проектов или деловых предприятий. Хотя подавляющее большинство краудфандинговой деятельности является законной, исследования ФАТФ показывают, что Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), Аль-Каида и другие этнически или расово мотивированные террористические лица и группы использовали ее для финансирования своей террористической деятельности. Чтобы справиться с возникающим риском финансирования терроризма, ФАТФ завершила подготовку отчета, в котором анализируется, как террористы использовали платформы по сбору средств и краудфандинговую деятельность в социальных сетях для поиска финансирования своего террористического дела у глобальной аудитории. В нем идентифицируются и исследуются четыре основных способа, которыми террористы злоупотребляют краудфандинговыми платформами. Учитывая связь между краудфандингом и другими финансовыми и нефинансовыми секторами, страны должны полностью внедрить стандарты ФАТФ, относящиеся к виртуальным активам, НКО и услугам по переводу денег или ценностей, и избегать рассмотрения краудфандинга как разрозненного сектора.
В докладе, основанном на опыте Глобальной сети ФАТФ, отраслевых экспертов, научных кругов и гражданского общества, рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются при обнаружении и предотвращении финансирования терроризма через экосистему краудфандинга, включая сложность операций краудфандинга, использование методов анонимизации и отсутствие обучения и опыта финансирования терроризма в индустрии краудфандинга для выявления подозрительной деятельности. В нем также освещаются передовые методы, начиная с включения краудфандинга в национальные оценки рисков финансирования терроризма, работы с сектором краудфандинга и эффективных внутренних и международных механизмов обмена информацией. Список индикаторов риска призван помочь организациям государственного и частного сектора, а также широкой общественности выявлять потенциальные попытки финансирования терроризма с использованием краудфандинга.
Отчет будет опубликован 31 октября.
Незаконные финансовые потоки в результате кибермошенничества
Эффективные меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма основаны на глубоком понимании меняющейся ситуации в сфере финансовых преступлений. Кибермошенничество является крупной транснациональной организованной преступностью, которая в последние годы растет в геометрической прогрессии, как по объему зарегистрированных случаев мошенничества, так и по их глобальному распространению. Такие преступления могут иметь разрушительные последствия для отдельных лиц, организаций и экономики во всем мире, вызывая значительные финансовые потери и подрывая доверие к цифровым системам. Транснациональный характер этого преступления, когда доходы от кибермошенничества часто быстро переводятся в разные юрисдикции, делает это явление глобальной проблемой.
По мере того, как цифровые инновации продолжают развиваться, будут развиваться и изощренность и масштабы кибермошенничества, если его не остановить. ФАТФ в партнерстве с Группой Эгмонт и Интерполом проанализировала методы, используемые для кибермошенничества, его связи с другими преступлениями и то, как преступники могут использовать уязвимости в новых технологиях. В отчете приводятся примеры национальных оперативных мер и стратегий, которые доказали свою эффективность в борьбе с кибермошенничеством. Это включает в себя необходимость устранения разрозненности, а также ускорения и расширения сотрудничества в различных секторах как на внутреннем, так и на международном уровне. В отчете также определены индикаторы риска, а также полезные требования и средства контроля по борьбе с мошенничеством, которые могут помочь организациям государственного и частного сектора выявлять и предотвращать мошенничество с использованием киберпространства и связанное с ним отмывание денег.
Крайне важно, чтобы страны работали вместе и принимали меры, чтобы остановить растущую угрозу кибермошенничества. В отчете определены три приоритетные области, в которых юрисдикции должны действовать для более эффективной борьбы с этими преступлениями и связанным с ними отмыванием денег: улучшение внутренней координации между государственным и частным секторами, поддержка многостороннего международного сотрудничества и усиление выявления и предотвращения путем повышения осведомленности и бдительности. и облегчение сообщения о таких преступлениях.
Отчет будет опубликован в ноябре.
Неправомерное использование гражданства и вида на жительство посредством инвестиционных программ
Программы гражданства и проживания за инвестиции (CBI/RBI) — это программы, администрируемые правительством, которые предоставляют гражданство или вид на жительство иностранным инвесторам путем ускорения или обхода обычных миграционных процессов. Эти программы могут помочь стимулировать экономический рост за счет прямых иностранных инвестиций, но они также привлекательны для преступников и коррумпированных чиновников, стремящихся уклониться от правосудия и отмыть доходы от преступной деятельности, исчисляемые миллиардами долларов.
В ответ на призыв министров ФАТФ в апреле 2022 года уделять больше внимания борьбе с коррупцией ФАТФ завершила совместный проект с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который исследует риски отмывания денег и финансовых преступлений, связанных с CBI/RBI. программы и их влияние на общественную добросовестность, налогообложение и миграцию. При правильном управлении программы CBI или RBI могут принести пользу как принимающим странам, так и отдельным лицам, но на практике такие программы несут значительные риски отмывания денег, мошенничества и других форм неправомерного использования. В докладе подчеркивается, как программы CBI могут предоставить преступникам большую мобильность по всему миру и помочь им скрыть свою личность и преступную деятельность за подставными компаниями в других юрисдикциях. В нем подчеркиваются уязвимости этих сложных международных программ инвестиционной миграции, включая частое использование посредников, участие множества государственных учреждений, злоупотребления со стороны профессиональных посредников и отсутствие надлежащего управления программами CBI/RBI.
В отчете предлагаются меры и приводятся примеры передовой практики, которые могут помочь политикам и лицам, ответственным за управление программами инвестиционной миграции, устранить эти риски. К ним относятся углубленный анализ и понимание того, как преступники могут использовать программы CBI или RBI и как правительства могут включать меры по снижению рисков, такие как многоуровневая комплексная проверка, в разработку своих программ инвестиционной миграции. В отчете подчеркивается, что повышенные риски отмывания денег и финансовых преступлений в этих программах инвестиционной миграции касаются не только заявителя, но также профессиональных помощников и посредников, участвующих в процессе. Поэтому важно обеспечить ясность в отношении соответствующих ролей и обязанностей различных сторон, участвующих в программах RBI/CBI, чтобы иметь возможность обнаруживать мошенническую деятельность.
Отчет будет опубликован в ноябре.
Бенефициарная собственность и прозрачность
Оценка бенефициарной собственности и прозрачности в следующем раунде взаимных оценок
Пленарное заседание согласовало поправки к Методологии для следующего раунда взаимных оценок, в которой указано, как оценочные группы будут определять эффективное выполнение обновленных требований ФАТФ по бенефициарному праву и прозрачности.
В марте 2022 года и феврале 2023 года соответственно ФАТФ ужесточила свои стандарты бенефициарного права. Процесс взаимной оценки ФАТФ играет решающую роль в обеспечении принятия странами эффективных мер по устранению лазеек и недостатков в законодательстве, которые позволяют использовать подставные компании или другие юридические лица и образования в качестве прикрытия для преступной деятельности. В ходе следующего раунда взаимных оценок все страны будут проверены на соответствие ужесточенным требованиям ФАТФ по бенефициарному праву.
Пересмотренная Методика для следующего раунда оценок будет опубликована в ноябре.
Руководство ФАТФ с учетом рисков – Рекомендация 25 о бенефициарной собственности и прозрачности юридических образований – общественные консультации
ФАТФ разрабатывает обновленное руководство с учетом рисков по Рекомендации 25 о бенефициарной собственности и прозрачности юридических механизмов. Обновленное руководство отражает изменения к Рекомендации 25 от февраля 2023 года и дополняет существующее руководство по Рекомендации 24 о юридических лицах. Руководство направлено на то, чтобы помочь заинтересованным сторонам из государственного и частного секторов, участвующим в трастах или аналогичных юридических образованиях, оценить и снизить риски отмывания денег и финансирования терроризма.
Пленарное заседание согласилось опубликовать пересмотренное руководство для общественных консультаций и рассчитывает завершить эту работу на своем пленарном заседании в феврале 2024 года.
Соответствие стандартам ФАТФ
Взаимная оценка Бразилии
ФАТФ обсудила и приняла совместный отчет ФАТФ/ГАФИЛАТ о взаимной оценке Бразилии, в котором оценивается эффективность мер Бразилии по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также их соответствие Рекомендациям ФАТФ.
Пленарное заседание пришло к выводу, что Бразилия улучшила свой режим ПОД/ФТ/ФЗФ со времени его последней оценки в 2010 году и добилась некоторых положительных результатов. Бразилия продемонстрировала тесное международное сотрудничество, оценку рисков и координацию политики. Однако стране необходимо усилить сотрудничество и координацию между отдельными органами власти и улучшить судебное преследование за отмывание денег. Бразилия продемонстрировала сильный надзор за большей частью финансового сектора, но стране следует устранить пробелы в надзоре за своим нефинансовым сектором, из-за которого в настоящее время такие сектора, как юристы и поставщики корпоративных услуг, остаются полностью нерегулируемыми в целях ПОД/ФТ/ФПФ. Бразилии следует больше сосредоточиться на возвращении активов, связанных с преступностью и терроризмом. За исключением активов, связанных с коррупцией, результаты их конфискации не полностью соответствуют рискам, с которыми сталкивается страна в результате таких преступлений, как незаконный оборот наркотиков и экологические преступления, а также преступных организаций.
Меры Бразилии по борьбе с финансированием терроризма за последние годы улучшились, но для того, чтобы они были эффективными, необходимы серьезные улучшения.
ФАТФ опубликует отчет к декабрю после завершения проверки качества и согласованности ФАТФ.
Юрисдикции высокого риска и другие контролируемые юрисдикции
Юрисдикции, находящиеся под усиленным контролем
Юрисдикции, находящиеся под усиленным контролем, активно работают с ФАТФ над устранением стратегических недостатков в своих режимах противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Когда ФАТФ подвергает юрисдикцию усиленному мониторингу, это означает, что страна взяла на себя обязательство реализовать План действий по быстрому устранению выявленных стратегических недостатков в согласованные сроки. На этом пленарном заседании ФАТФ добавила Болгарию в список юрисдикций, подлежащих усиленному мониторингу.
Юрисдикции, которые больше не находятся под усиленным контролем: Албания, Каймановы острова, Иордания и Панама.
Пленарное заседание ФАТФ поздравило Албанию, Каймановы острова, Иорданию и Панаму за значительный прогресс в устранении стратегических недостатков ПОД/ФТ, ранее выявленных в ходе их взаимных оценок. Эти юрисдикции обязались реализовать План действий по быстрому устранению выявленных стратегических недостатков в согласованные сроки. Эти страны больше не будут подвергаться усиленному мониторингу со стороны ФАТФ.
Это произошло после успешного визита в каждую из этих стран. Каждая страна будет работать с региональным органом по типу ФАТФ, членом которого она является, для дальнейшего укрепления своих режимов ПОД/ФТ/ФРОП.
Юрисдикции, подпадающие под действие призыва к действию
ФАТФ определяет страны или юрисдикции с серьезными стратегическими недостатками в борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения. Эти юрисдикции подлежат призыву к действиям по защите международной финансовой системы. В этот список не было добавлено ни одной новой страны/юрисдикции.
Следующее пленарное заседание ФАТФ состоится в феврале 2024 года.