Росфинмониторинг прорабатывает законную возможность получения права требовать у кредитных организаций видео с камер банкоматов, чтобы лучше отслеживать cомнительные операции и бороться с обналичиванием средств. Аналогичные полномочия документ предлагает дать МВД и ФСБ России. Основанием могут стать сведения о том, что деньги используются для финансирования террористической или экстремистской деятельности, в том числе массовых беспорядков и публичных мероприятий «с нарушением установленного порядка». Кроме того, под блокировку могут попасть карты и счета, которые, по мнению госорганов, используются для оборота наркотиков.
Дополнить инструментарий контролем камер банкоматов российские власти задумали на фоне резкого роста спроса на наличные деньги. Объем наличных в обращении в 2020 году подскочил почти на 25% (2,6 триллиона рублей) и продолжает расти в 2021 году вопреки прогнозам ЦБ.
Согласно оперативной статистике регулятора, с начала года «кэша» в обороте стало больше еще на 600 млрд рублей, причем всплеск был зафиксирован в первые недели сентября, когда люди получили предвыборные выплаты.
Из 700 млрд рублей, которые выделил бюджет перед голосованием, россияне обналичили 293,7 млрд.
Также и Банк России считает необходимым усилить контроль банков за пополнением карт через банкоматы и терминалы с функцией приема наличных для борьбы с мошенничеством, следует из ответа представителя ЦБ на запрос РБК.
Антифрод-процедуры и сейчас работают на стороне банка-получателя. «Дополнительное внимание к антифрод-процедуре требуется в связи с тем, что злоумышленники используют схемы, провоцирующие потенциальных потерпевших на внесение средств на счета злоумышленников через терминалы (банкоматы), в том числе с функцией приема наличных денежных средств. Таким образом, антифрод будет применяться ко всем входящим платежам, включая переводы через терминалы», — отмечают в ЦБ.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина указала: «Банк даже ничего не может сделать, если они выведены. И клиент, только когда понимает, что он сделал, через некоторое время обращается в банк, а деньги уже давно не в этом банке».
По данным ЦБ, во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб., совершив свыше 236,9 тыс. денежных переводов без согласия клиентов. Банки вернули только 7,4% украденных средств. Для хищения денег злоумышленники в основном использовали обманные методы — телефонные звонки или создание поддельных интернет-ресурсов. Позиции банков по этому вопросу:
Представитель МКБ (директор департамента информационной безопасности МКБ Вячеслав Касимов): «Согласен, что к входящим платежам нужно проявлять дополнительное внимание. Но механизм требует широкого обсуждения с участием регулятора и представителей рынка, . Процедура мониторинга базируется на возможности сверки каких-либо данных с другими данными, либо действие от имени клиента сверяется с волеизъявлением самого клиента, когда специалист банка, например, звонит клиенту с уточнением, кто осуществляет операцию. Осуществлять мониторинг входящих платежей достаточно сложно, так как звонки клиентам с вопросом: «Вы это вносили?» — с вероятностью 99,9% будут давать положительный ответ. Все, что остается сейчас для борьбы с зачислением в адрес мошенников, — это либо использовать механизм задержки зачислений, что неприемлемо для клиентоориентированного подхода банков, либо использовать получаемые от ЦБ сведения о злоумышленниках, но они, как правило, быстро устаревают, так как мошенники постоянно меняют карты.»
Представитель Газпромбанка: «Применение ограничительных мер по входящим платежам возможно только в случае, если денежные средства не успели поступить на счет получателя и получено сообщение от банка плательщика об использовании электронного средства платежа без согласия клиента. В иных случаях банк не имеет права приостанавливать зачисление денег на счет клиента, кроме требований антиотмывочного законодательства. «Дополнительное» внимание требуется не платежам, а клиентам, на чьи счета поступают похищенные средства, считает представитель Газпромбанка: нужны поправки, позволяющие блокировать и возвращать похищенные средства, а также введение черных списков получателей похищенных денежных средств по аналогии с 115-ФЗ (антиотмывочное законодательство). Обратиться к плательщику «банк получателя не может, так как он его не знает» из-за банковской тайны, а обращение к получателю ничего не даст, если он мошенник. Если же банки смогут останавливать любые подозрительные платежи (при том что критерии подозрительности очень размыты), получателям придется доказывать свое право их получить».
Представитель Тинькофф Банка: «Анализируем суммы операций, репутацию реквизитов внесения, поведение клиента у банкомата и другие. У банка установлены лимиты для каждого типа внесения наличных (по пластиковой карте, токенизированной карте, СМС), а также лимиты на внесение наличных по номеру телефона. Последний сценарий активно используют мошенники».
Представитель BI.ZONE (директор по противодействию мошенничеству Антон Окошкин): «Массовые пополнения одних и тех же карт обычно считаются подозрительными, банк может расценить это как схему с дропами. В этом случае банк производит блокировку карты и доступа к дистанционному банковскому обслуживанию, поскольку если у клиента есть средства на счету, он должен будет обратиться в отделение банка и предоставить документы, обосновывающие эти операции. Такие меры распространяются на весь спектр устройств — от интернет-терминала до наземных устройств, к которым относятся банкоматы. Нужно смотреть не только на массовые поступления средств, но и на общий платежный профиль клиента, в том числе были ли у него траты в магазинах и т.д., Усиление мер поможет, но частично — нужно работать не только с конечной точкой, но и с самим пользователем — повышать цифровую грамотность банковских клиентов».
Подробнее статью можно посмотреть на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/22/09/2021/6149b2bf9a7947f1594c865b