17 ноября 2022 года представитель Банка России заявил, что доля российских компаний и индивидуальных предпринимателей, причастных к обналичиванию или отмыванию денег, может составлять 0,5%.
Такую оценку в ходе анализа новой антиотмывочной платформы «Знай своего клиента» (ЗСК) представил Банк России. Об этом сообщил глава департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский («Знай своего клиента» — платформа ЦБ, которая распределяет всех российских юрлиц и ИП по уровням риск).
«Текущая работа платформы говорит о том, что наши прогнозы были очень точными. Конечно же, наши цифры несколько скорректировались: доля «зеленых» клиентов немного понизилась и составила по состоянию на сегодня 98,3%»,— сказал господин Ясинский на конференции Ассоциации российских банков (цитата по РБК).
Глава департамента ЦБ отметил, что доля «красных» клиентов составила 0,5% от общего числа, но при этом расширилась «желтая» зона: на нее приходится 1,2% компаний и предпринимателей. Господин Ясинский уточнил, что к «желтой» зоне ЦБ относит миксующих клиентов — тех кто занимается хозяйственной деятельностью, но при этом участвует в схемных операциях для получения дополнительного заработка.
Изначально, по словам господина Ясинского, ЦБ прогнозировал, что доля благонадежных банковских клиентов на платформе ЗСК составит 99%, «желтых» — 0,3%, а количество наиболее опасных с точки зрения обналичивания или отмывания денежных средств будет составлять около 0,7% российских компаний и ИП.
«Мы для себя обозначили достаточно дальний горизонт, этот горизонт на сегодня даже близко недостижим», — сказал Ясинский.
По данным ФНС, на 1 ноября в России было зарегистрировано 3,18 млн юрлиц и 3,86 млн индивидуальных предпринимателей. Таким образом, к высокорисковым могут относиться чуть более 35 тыс. компаний или ИП, а к «миксующим» — до 85 тыс.
Что банки делают с «желтыми» и «красными» клиентами
Клиенты из «красной», или высокорисковой, группы фактически лишены стандартных банковских услуг:
- банки смогут отказывать им в проведении операций,
- расторгать договоры обслуживания,
- отказываться заключать их.
Если оценки риск-профиля от банка и ЦБ совпадут, то такие компании и ИП не смогут:
- совершать переводы контрагентам,
- оплачивать товары или услуги,
- снимать средства со счета или выводить их на счета в других банках при расторжении договора.
Им будет доступен только ограниченный круг операций «для обеспечения жизнедеятельности» — например, расчеты с:
- госорганами,
- сотрудниками.
Ясинский отметил, что за четыре с половиной месяца работы платформы ЗСК ЦБ получил только 24 обращения от банков, готовых оспорить присвоение «красной» метки клиенту.
По закону компании и ИП из «желтой» зоны тоже могут столкнуться с отказами кредитных организаций в проведении операций. Однако крайние меры — полная остановка транзакций и отказ в выдаче средств — к ним не применяются.
«Определение уровня риска происходит на основе алгоритмов, заложенных в систему ЗСК. Вероятно, что бизнес в кризисные периоды стремится к различным формам налоговой оптимизации, что вызывает негативный отклик алгоритмов ЗСК», — объясняет рост доли «желтых» клиентов партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. Он указывает, что сокращение этой когорты возможно только при прохождении компанией или предпринимателем процедуры реабилитации в специальной межведомственной комиссии. А попадание из «зеленой» зоны в «желтую», напротив, происходит автоматически при анализе операций.
Механизм присвоения степени риска заработал недавно, поэтому несовпадение прогноза с реальным результатом вполне ожидаемо, говорит менеджер департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК Абдул Каниев.
«Вполне допускаю, что в группу «желтых» попали не только «миксующие» организации, но и предприятия, столкнувшиеся в нынешних условиях с нарушением цепочек поставок и разрывом традиционных связей. Их инициативы по нормализации своего бизнеса в отдельных случаях могут подпадать под формальные критерии, определяющие подозрительную деятельность, что также повлияло на итоговый результат», — отмечает эксперт.
«С одной стороны, позиция Центробанка о количестве компаний в средней и высокой зоне риска подтвердилась, и [платформа] ЗСК не оказала критичного влияния на предпринимательский рынок», — говорит Ефремов. Но, по словам эксперта, эта система «фактически стала параллельной линией контроля за бизнесом», поскольку банки не ослабили собственные подходы к мониторингу операций клиентов.
«Ускоренное развитие цифровой экономики требует адекватного применения новых технологий в борьбе с незаконными финансовыми операциями», — заявил на ежегодной конференции «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ» Президент АРБ, академик РАН Гарегин Тосунян.
По его словам, более 20 лет Ассоциация российских банков совместно с Росфинмониторингом и Банком России проводят эту конференцию. На протяжении всего этого времени АРБ вместе с кредитными организациями принимала активное участие в становлении российской системы ПОД/ФТ.
Он напомнил, что сразу после принятия 7 августа 2001 года Закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и назначения первого руководителя Росфинмониторинга Виктора Зубкова, АРБ активно включилась в работу по противостоянию преступным доходам в нашей стране.
«Мы активно участвуем в совершенствовании противоотмывочного законодательства. Банки совершенствуют свои знания и опыт по противодействию незаконным операциям. Было организовано множество мероприятий (конференций, круглых столов и др.), в том числе и с выездом за рубеж, – продолжил Тосунян. – Обменивались опытом с зарубежными коллегами, встречались с экспертами FATF. За прошедшие годы в нашей стране была создана одна из лучших в мире антиотмывочных систем.
Отмечу культуру управления, подбор кадров в Росфинмониторинге, они могут являться примером для подражания для других ведомств».
Президент АРБ отметил, что во многом благодаря этой работе с рынка ушли банки, которые не смогли в должной мере вести борьбу с отмыванием грязных денег. Впрочем, по его мнению, были и отдельные перегибы, когда со стороны контролирующих ведомств к банкам предъявлялись чересчур завышенные требования. «Идеализировать не стану, но уверен, что и дальше работа в этом направлении будет вестись на самом высоком уровне».
Глава АРБ также отметил, что значение борьбы с отмыванием преступных доходов будет только повышаться с учетом сложной геополитической обстановки и масштабных экономических санкций со стороны недружественных стран.
Он рассказал о деятельности Комитета по ПОД/ФТ и комплаенс рискам, который на протяжении многих лет существует в АРБ. «Работа этого комитета очень важна как для банков, так и для наших регуляторов. В комитете действует актив из представителей банков, который вырабатывает предложения по совершенствованию нормативной базы и обеспечивает контакты между регуляторами и банками. Мы направляем письма регуляторам и получаем от них разъяснения по применению на практике новых нормативных актов».
Гарегин Тосунян подчеркнул, что ускоренное развитие цифровой экономики и внедрение цифрового рубля, требует дальнейшего совершенствования законодательства, с целью адекватного применения новых технологий в борьбе с незаконными финансовыми операциями, новыми схемами отмывания грязных денег.
В заключение своего выступления он отметил высокий уровень организации Международной олимпиады по финансовой безопасности, одним из организаторов которой является Росфинмониторинг. В этом году она прошла во второй раз. В ней приняли участие представители 12 стран СНГ, ЕАГ и БРИКС.
«Олимпиада получила признание участников, представителей научно-образовательного сообщества и международных организаций в сфере ПОД/ФТ. АРБ принимала участие в работе Олимпиады и готова в дальнейшем сотрудничать с Росфинмониторингом в этом направлении», – резюмировал Президент АРБ.
Авторы материалов:
Юлия Кошкина
Милена Костерева
Источники: Коммерсант, РБК, АРБ