В марте 2022 года ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) приняла поправки к Рекомендации 24 и Пояснительной записке к ней, которые требуют от стран предотвращать неправомерное использование юридических лиц для отмывания денег или финансирования терроризма и обеспечивать адекватную, точную и актуальную -актуальная информация о бенефициарном владении и контроле юридических лиц.
Сейчас в России нет единого реестра бенефициаров. Банки и субъекты ФЗ-115 сами идентифицируют бенефициаров своих клиентов в рамках процедур ПОД/ФТ. ФНС собирает сведения о бенефициарах в рамках отчетности организаций. Росфинмониторинг при проведении расследований запрашивает данные по бенефициарам у банков.
Россия, являясь членом FATF, обязана выполнять все их рекомендации. Вероятно начало работы по созданию единого централизованного реестра бенефициаров в России.
Новые поправки ФАТФ представляют собой результаты двухлетней работы по пересмотру стандартов. Они укрепляют международные стандарты в отношении бенефициарного владения юридическими лицами, чтобы обеспечить большую прозрачность в отношении конечного владения юридическими лицами и контроля над ними, а также снизить риски их неправомерного использования. Это значительно усилит требования к прозрачности бенефициарной собственности во всем мире, сохраняя при этом определенную гибкость для отдельных стран, чтобы они могли дальше совершенствовать отдельные режимы.
Эти изменения являются ответом на значительное неправомерное использование юридических лиц для отмывания денег, финансирования терроризма, а также для финансирования распространения в ряде юрисдикций. Взаимные оценки ФАТФ показывают в целом недостаточный уровень эффективности борьбы с неправомерным использованием юридических лиц для отмывания денег и финансирования терроризма во всем мире и что странам необходимо делать больше для быстрого, полного и эффективного внедрения действующих стандартов ФАТФ. Как растущие риски отмывания денег, так и широко разрекламированные неудачи в предотвращении неправомерного использования юридических лиц показывают, что существующие стандарты нуждаются в обновлении.
Эти более строгие стандарты являются важным первым шагом, но для борьбы со злоупотреблениями в отношении юридических лиц потребуются конструктивные и последовательные усилия всех стран для эффективного внедрения новых стандартов и реагирования на риски.
Поправки к R24 прямо требуют многовекторного подхода, т. е. использования комбинации различных механизмов для сбора информации о бенефициарной собственности, чтобы обеспечить ее своевременную доступность для компетентных органов. Странам следует требовать от компаний получать и хранить адекватную, точную и актуальную информацию об их собственном бенефициарном праве и своевременно предоставлять такую информацию компетентным органам. Странам также следует требовать, чтобы информация о бенефициарной собственности хранилась у государственного органа или органа, функционирующего в качестве реестра бенефициарной собственности, или могут использовать альтернативный механизм, если такой механизм также обеспечивает эффективный доступ к адекватной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности компетентных органов. власти. Более того, страны должны применять любые дополнительные дополнительные меры, необходимые для обеспечения определения бенефициарного владения компанией. Эти дополнительные меры включают хранение информации о бенефициарном праве, полученной регулируемыми финансовыми учреждениями и профессионалами, регулирующими органами или фондовыми биржами.
Поправки к Рекомендации 24 потребуют от стран применения подхода, основанного на оценке рисков, и учета рисков юридических лиц в их странах. Они должны оценивать и устранять риски, связанные с юридическими лицами, не только созданными в их странах, но и лицами, созданными за границей, которые имеют достаточные связи с их страной. В изменениях также указывается, что доступ компетентных органов к информации должен быть своевременным, а информация должна быть адекватной для идентификации бенефициарного собственника, точной — на основе проверки — и актуальной. Кроме того, поправки требуют от стран обеспечить, чтобы государственные органы имели доступ к информации о бенефициарной собственности юридических лиц в ходе государственных закупок. Наконец, изменения включают в себя более строгий контроль для предотвращения неправомерного использования акций на предъявителя и номинальных договоренностей,
В ходе внесения поправок в Рекомендацию 24 и Пояснительную записку к ней ФАТФ провела два раунда консультаций с общественностью для сбора мнений заинтересованных сторон по ключевым областям политики и предложениям. ФАТФ благодарна за их значительный вклад. Эти вклады свидетельствовали о решительной поддержке работы ФАТФ по укреплению стандартов бенефициарной собственности и прозрачности. Они также подчеркнули необходимость дальнейшего руководства для оказания помощи странам и частному сектору в выполнении этих обязательств. Эти ответы послужат основой для предстоящей работы ФАТФ по немедленному началу разработки всеобъемлющего Руководства для оказания помощи странам во внедрении стандартов.
Чтобы облегчить внедрение странами реестров бенефициарных владельцев, ФАТФ также проанализирует растущий практический опыт внедрения реестров бенефициарных владельцев с целью выявления передового опыта и поддержки внедрения странами.
Принятые изменения к Рекомендации 24 значительно усилят глобальный ответ на решение проблемы сокрытия бенефициарного владения юридическими лицами. ФАТФ также начнет процесс пересмотра своей Методологии оценки этих новых обязательств. Параллельно с этим ФАТФ пересматривает Рекомендацию 25 о бенефициарном владении юридическими образованиями с целью обеспечения последовательности, где это уместно, и должным образом адаптированных стандартов бенефициарного права и беспрепятственного внедрения. В рамках поэтапного подхода ФАТФ начнет оценку юрисдикций на предмет выполнения пересмотренных требований в начале следующего (пятого) раунда взаимных оценок, чтобы дать время для принятия необходимых внутренних мер. В это время,
ФАТФ ожидает, что все страны предпримут конкретные шаги по скорейшему внедрению этих новых стандартов и определят соответствующую последовательность и сроки внедрения на национальном уровне.
В унисон с ФАТФ выступает и Wolfsberg Group, которая опубликовала статью «Эффективность через сотрудничество». Документ расширяет ключевой элемент взглядов Wolfsberg Group на разработку эффективной программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CTF) («Факторы Вольфсберга»), которая должна взаимодействовать с государственным сектором, включая правоохранительные органы.
В документе особое внимание уделяется успешному взаимодействию через государственно-частное партнерство, и он призван стать введением в предмет для тех, кто может быть менее знаком с принципами, лежащими в основе этих механизмов, и ключевой ролью, которую должны играть национальные органы.
Wolfsberg Group призывает государственный сектор уделять первоочередное внимание созданию и укреплению уполномоченных государственно-частных партнерств и поощряет активное участие финансовых организаций в механизмах обмена информацией для создания более эффективного режима ПОД/ФТ.
Этот акцент на улучшении результатов коллективных инвестиций в борьбу с финансовыми преступлениями активизирует усилия правоохранительных органов и повысит эффективность программ ПОД/ФТ, что в конечном итоге принесет пользу участникам государственного сектора, заинтересованным сторонам частного сектора и обществу в целом.
Источник: ФАТФ, Wolfsberg Group
Текст на английском языке WG:
Wolfsberg Effectiveness Through Collaboration
Текст на английском языке ФАТФ: