Продолжаются публичные обсуждения в отношении текста проекта и антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона, направленного на полноценное вовлечение нотариусов в систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, а также на повышение эффективности антиотмывочных мер, применяемых лицами, указанными в статье 71 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Имеющиеся данные свидетельствуют об участии нотариусов в схемах легализации преступных доходов. Так, например, широко распространенно совершение нотариусами исполнительных надписей о принудительном взыскании значительных сумм по договорам займа, имеющим признаки фиктивности с целью легализации денежных средств, полученных преступным путем. Объем подозрительных операций по таким схемам в 2020 году в 2 раза превысил аналогичный показатель за 2019 года и составил более 20 млрд рублей.
С учетом изложенного, проектом федерального закона предлагается возложить на нотариусов обязанности, предусмотренные статьей 71 Федерального закона № 115-ФЗ, при совершении отдельных нотариальных действий. К числу нотариальных действий, в отношении которых должны применяться противолегализационные меры, отнесены лишь связанные с совершением финансовых операций. При этом, обязанность по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не возлагается на нотариусов при совершении всех указанных нотариальных действий, а только при приеме в депозит денежных сумм и ценных бумаг.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в Основы законодательства о нотариате, управомочивающие нотариуса отказать в совершении не только исполнительной надписи, но также и иных нотариальных действий, которые предлагается закрепить в статье 71 Федерального закона № 115-ФЗ, при наличии достаточных оснований полагать, что их совершение может быть использовано в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации в настоящее время не предусматривает обязанность нотариусов предоставлять в уполномоченный орган информацию о случаях реализации нотариусами отказных полномочий. Непредставление такой информации препятствует проведению анализа и последующему принятию Росфинмониторингом предусмотренных законодательством мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Проектом федерального закона данная коллизия с учетом общего требования о документальном фиксировании и предоставлении информации в уполномоченный орган (пункт 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ) устраняется.
Учитывая фактическое вовлечение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в антиотмывочную систему в части представления ими в уполномоченный орган информации о сделках и финансовых операциях, в отношении которых имеются подозрения в их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проектом федерального закона с целью повышения эффективности такой системы предлагается распространить на названную категорию лиц обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ.
При этом, учитывая, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы будут исполнять противолегализационные требования только при оказании аудиторских услуг, которые не подразумевают непосредственное совершение финансовых операций, на них не будет распространяться обязанность по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Проектом федерального закона на лиц, указанных в статье 71 Федерального закона № 115-ФЗ, распространяется обязанность по предоставлению информации по запросу Росфинмониторинга. Данная обязанность основывается на предусмотренном Рекомендацией 29 ФАТФ (пункт 5 раздела «C» пояснительной записки) полномочии подразделения финансовой разведки, связанном с получением необходимой дополнительной информации от сообщающих субъектов, которая необходима для надлежащего выполнения анализа.
При этом, предоставление лицами, указанными в проектируемом пункте 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе нотариусами, вышеобозначенной информации не будет являться нарушением установленной действующим законодательством тайны, поскольку в Федеральном законе № 115-ФЗ закрепляется специальная норма. Дополнительно исключается нарушение нотариальной тайны в связи
с закреплением в части четвертой статьи 5 Основ законодательства о нотариате полномочий прокуроров и Росфинмониторинга на получение сведений о совершенных нотариальных действиях.
Более того, в настоящее время адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, уже представляется в уполномоченный орган информация при наличии подозрений в совершении операций и сделок с целью отмывания доходов или финансирования терроризма.
Действующая редакция пункта 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ возлагает на:
- адвокатов,
- нотариусов,
- доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица,
- исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»,
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг,
обязанность принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
С учетом неучастия в совершении финансовых операций аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также нотариусов при совершении определенных нотариальных действий, законопроектом
в пункте 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривается специальная норма (абзац двенадцатый), закрепляющая уточненный круг субъектов, обязанных принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Действующей и предусматриваемой для определенных субъектов статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ обязанности по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не корреспондирует обязанность информировать уполномоченный орган о принятых мерах. В связи с этим, создаются препятствия для проведения анализа информации о результатах замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества и принятия последующих мер с целью противодействия финансированию терроризма и снижению рисков в данной сфере.
В этой связи, проектом федерального закона за лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ (кроме аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов), закрепляются обязанности по информированию уполномоченного органа о принятых в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 75 Федерального закона № 115-ФЗ мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Данное требование прямо предусмотрено пояснительной запиской к Рекомендации 6 ФАТФ (подпункт «d« пункта 6 раздела «C«).
Законопроект предусматривает, что порядок передачи:
- адвокатами,
- нотариусами,
- доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица,
- исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»,
- лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг,
- аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами
информации в Росфинмониторинг будет определяться Правительством Российской Федерации.
Поскольку в 2018 году в Федеральном законе № 115-ФЗ было введено понятие «личный кабинет«, который впоследствии успешно внедрен как сервис, обеспечивающий прямое электронное взаимодействие субъектов исполнения Федерального закона № 115-ФЗ с Росфинмониторингом, в настоящее время отсутствует потребность в опосредованной передаче информации адвокатами и нотариусами в уполномоченный орган через адвокатские и нотариальные палаты. Учитывая данное обстоятельство, законопроектом предлагается признать утратившим силу абзац второй пункта 2 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ.
В целом предлагаемые изменения позволят повысить эффективность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом, законопроектом сохраняется и уточняется в связи с предлагаемыми изменениями базовая норма о соблюдении адвокатской тайны.
Поскольку требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выведены из-под сферы применения Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», проект федерального закона не содержит обязательных требований.
В то же время, соблюдение требований статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ будет являться предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а нарушение названных требований – основанием для привлечения к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Текст законопроекта: