29 марта 2024 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в Госдуму законопроект о требованиях к руководителям финансовых организаций.
Проект закона направлен на актуализацию требований к деловой репутации:
- руководителей,
- членов коллегиального исполнительного органа,
- собственникам
следующих финансовых структур:
- кредитных,
- страховых,
- микрофинансовых
организаций,
- негосударственных пенсионных фондов (НПФ),
- управляющей компании инвестфондов, паевых инвестфондов и НПФ.
Проект размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Законопроектом внесены изменения в формулировки некоторых критериев деловой репутации, связанного с привлечением оцениваемого лица за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (сужен круг должностных лиц финансовой организации, деловая репутация которых будет признана неудовлетворительной в случае, если к такой финансовой организации применены меры за указанные нарушения).
Также уточняются критерии деловой репутации, связанные с решением суда о взыскании с оцениваемого лица убытков в пользу юрлица, связанные с признанием организации, с которой оцениваемое лицо непосредственно связано, банкротом, связанные с фактом расторжения с оцениваемым лицом трудового договора по инициативе работодателя.
Уточнен круг лиц, негативный опыт деятельности которых учитывается при оценке соответствия установленным требованиям деловой репутации (в частности, прямо указывается, что в случае банкротства финансовой организации деловая репутация крупных собственников (в том числе в составе группы лиц) признается неудовлетворительной).
Законопроектом исключен критерий деловой репутации «совершение более трех раз в течение одного года административного правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг».
«Привлечение физического лица к административной ответственности за указанные правонарушения с содержательной точки зрения не является свидетельством того, что деятельность такого лица несет реальную угрозу интересам финансовой организации и ее кредиторам, клиентам», — говорится в пояснительной записке.
Критерии признания деловой репутации неудовлетворительной
Перечень установленных федеральным законодательством оснований для признания деловой репутации неудовлетворительной дополнен новыми критериями:
- нахождение оцениваемого лица в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в составляемых СБ ООН перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (аналогичный критерий применяется при оценке деловой репутации лиц некоторых некредитных финансовых организаций, например, операторов обмена цифровых финансовых активов);
- наличие решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества оцениваемого лица, принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма.
Таким критерием также станет:
- воспрепятствование оцениваемым лицом проведению проверок в соответствии с законодательством по ПОД/ФТ (противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма) и ФРОМУ (финансированию распространению оружия массового уничтожения), либо неисполнение соответствующих предписаний Банка России;
- привлечение оцениваемого лица к административной или уголовной ответственности за правонарушения или преступления, связанные с осуществлением поднадзорной Банку России деятельности без лицензии, незаконной выдачей потребительских кредитов (займов), организацией «финансовых пирамид»;
- неисполнение оцениваемым лицом, являвшимся учредителем (акционером, участником) финансовой организации, предписания Банка России в случае выявления факта неудовлетворительного финансового положения или неудовлетворительной деловой репутации;
кроме того, таким критерием станет:
- утечка персональных данных или раскрытие банковской тайны в период осуществления оцениваемым лицом полномочий по обеспечению информационной безопасности.
Текст проекта: