21 марта 2024 года в интервью aif.ru начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Александр Курьянов рассказал об особенностях работы Росфинмониторинга.
Мошенники придумали способ разорять россиян, обирая их буквально до последней нитки. Над этим работает целая преступная индустрия, поэтому каждому человеку следует быть осмотрительным и не поддаваться на уловки аферистов,
Часть 1
Стыдные деньги. Мошенники втянули в преступные схемы российскую молодежь
Кибермошенники стали чаще вовлекать в свои преступные схемы российскую молодежь. Юноши и девушки выступают в роли так называемых дропов — подставных лиц, которые помогают преступникам заметать следы. Теперь каждый третий участник таких операций — моложе 25 лет, а движет ими стремление заполучить «легкие деньги», рассказал в интервью aif.ru начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Александр Курьянов.
Сергей Болотов, aif.ru: — Александр Михайлович, кто такие дропы и почему среди них стало много молодежи?
Александр Курьянов: — Дропами, дропперами или денежными мулами мошенники называют подставных лиц, которых используют в теневых схемах. Преступникам нужны их банковские карты, электронные кошельки и другие счета, чтобы проворачивать свои махинации. Это не только финансовое мошенничество.
Существуют также различные схемы ухода от налогообложения, обналичивания денежных средств, расчетов за наркотики и даже финансирования терроризма. Но конечная цель одна — преступники стремятся замести следы и обеспечить скрытность своей деятельности.
Молодые люди соглашаются помогать им в основном по материальным причинам. Но помимо желания заполучить «легкие деньги», как мне кажется, есть и психологические причины. Не зря говорят: дурной пример заразителен. Молодые люди подражают сомнительным типажам, недооценивают риски и некритически воспринимают информацию от вербовщиков.
— Есть и такие?
— Над вовлечением людей работает организованная преступность. Вербовщики используют приемы социальной инженерии и современные механизмы коммуникаций, в том числе применяя Интернет, каналы и чаты в мессенджерах. Появились даже особые «специалисты» в этой деятельности, так называемые дроповоды. Они обманом или обещаниями больших денег уговаривают людей выполнять грязную работу для мошенников разных мастей.
— Опасно ли помогать мошенникам?
— Да, таких людей выявляют и привлекают к ответственности. Ведется проработка предложений по выделению в уголовном кодексе «дропперства» как самостоятельного состава преступления. Сейчас привлечение дропов осуществляется в основном по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность», где предусмотрена ответственность до семи лет лишения свободы.
Участие в преступных схемах в качестве «дропа» может повлечь ответственность, предусмотренную статьями 187 («Неправомерный оборот средств платежей») и 159 («Мошенничество») Уголовного кодекса Российской Федерации. Причем практика привлечения к уголовной ответственности за предоставление своих идентификационных данных третьим лицам для незаконных финансовых операций расширяется.
Однако эксперты сходятся во мнении, что для предотвращения преступлений в экономической сфере важна не столько жестокость наказания, сколько его неотвратимость. Проще говоря, дропов стало бы меньше, если бы они не сомневались, что их найдут и накажут. Но лучше бы они вообще никогда не становились на скользкую дорожку.
— Как это сделать?
— Феномен дропов непростой, борьба с ним предполагает комплексный подход, начиная с разъяснительной работы с молодежью. Нужно объяснять на простых примерах, почему не стоит поддаваться на уловки злоумышленников. Росфинмониторинг, к слову, проводит уже четвертую Международную олимпиаду по финансовой безопасности.
В этом году планируется участие в Олимпиаде студентов и школьников из более чем 30 стран БРИКС, СНГ, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Служба приглашает выступить ведущих экспертов банковского сектора, специалистов по кибербезопасности, они участвуют в панельных дискуссиях, организуют мастер-классы в рамках финальной недели Олимпиады.
Также мы видим инициативы и со стороны бизнеса. Банки, к примеру, начали размещать на своих сайтах, в мобильных приложениях информацию по финансовой безопасности, и проводить разъяснительные мероприятия.
— Ведет ли Росфинмониторинг список лиц, уличенных в финансовом мошенничестве?
— Деятельность Росфинмониторинга базируется на обработке больших массивов данных, поэтому служба оперирует самыми различными сведениями. Основной источник информации — банки. Не секрет, что кредитные организации ведут различные стоп-листы по лицам, попавшим в поле зрения подразделений по противодействию мошенничеству и комплаенс-служб, а также отделов финансового мониторинга, которые занимаются антиотмывочной тематикой.
Банки применяют меры заградительного характера, например, отказывают в проведении операции, когда видят ее сомнительный характер или непрозрачность деятельности клиента. И по закону такая информация становится доступной всем участникам финансового рынка, в том числе и Росфиномониторингу.
— Какие последствия попадания в такие списки?
— У разных банков подходы к использованию такого рода сведений отличаются. Но вполне вероятна ситуация, когда, например, молодому человеку отказывают в ипотеке или автокредите из-за того, что когда-то он участвовал в подозрительных операциях. Даже если это было в другом банке.
Другими словами, даже если дроп избежит уголовного наказания, его дальнейшие отношения с кредитно-финансовой системой станут проблематичными. Поэтому молодым людям, особенно тем, у кого серьезные планы на жизнь, кто задумывается о своем будущем, надо миллион раз оценить ситуацию, прежде чем соглашаться на сомнительную «работу».
Часть 2
До нитки. В Росфинмониторинге рассказали, как мошенники ломают жизнь людям
— Александр Михайлович, какие схемы мошенников представляют наибольшую опасность?
— Помимо телефонного мошенничества со всем присущим ему разнообразием схем очень опасны финансовые пирамиды. В их основе, как и в 90-е годы, лежат приемы социальной инженерии, дополненные агрессивным маркетингом. Организаторы пирамид обещают кардинально поменять жизнь людей к лучшему, стоит лишь вложить деньги в их «уникальный высокодоходный проект».
В сущности, за три десятилетия поменялись только технологии. Сейчас это интернет-платформы, где жертва обмана некоторое время может с азартом следить за мнимым ростом своего благосостояния. Кстати, и тут, чтобы людям было сложнее вернуть свои деньги, мошенники могут использовать дропов.
— А почему пирамиды опаснее всего?
— Финансовые пирамиды опаснее телефонного мошенничества, поскольку могут нанести человеку максимальный ущерб. Телефонные мошенники похищают деньги со счетов, иногда оформляют кредит, но жертва обмана может быстро опомниться и потерять только часть своих сбережений. В случае с пирамидами обманутые люди зачастую месяцами отдают все, что у них есть, влезают в огромные долги и даже продают недвижимость, стремясь выйти на «новый уровень в инвестициях».
Когда человек все-таки понимает, что угодил в финансовую пирамиду, и пытается спасти свои деньги, к нему моментально подключаются очередные мошенники, предлагающие свою «помощь». Разумеется, не бесплатно. А если денег у человека уже совсем не осталось, они могут отправить его брать новый кредит. Когда возможности легального кредитования в банках иссякают, в дело вступают нелегальные кредиторы.
В последнее время участились случаи, когда жертвам финансовых пирамид присылают письма на поддельных бланках органов власти, в том числе Росфинмониторинга, где изложены условия, при которых им якобы вернут вложения. Под этим предлогом, как правило, от людей требуют внести дополнительные деньги для оплаты страховки, налогов и прочего.
Над всем этим работает целая индустрия. Поэтому так важно не только пресекать такие явления, но предупреждать людей. В противном случае мошенники могут полностью разорить человека, буквально сломав ему жизнь.
— А что это за нелегальные кредиторы?
— Здесь также наблюдается разнообразие форм такой противоправной деятельности. Например, получила распространение схема незаконного потребительского кредитования под видом возвратного лизинга. Человеку предлагают, по сути, оформить получение займа под залог ликвидного имущества, скажем, автомобиля.
Он реализует автомобиль по явно заниженной цене псевдо-лизинговой компании, и получает его обратно по договору лизинга. Условия такого «кредитования», как правило, кабальные и зачастую не позволяют выполнить обязательства по договору. Кончается это тем, что у человека забирают заложенное имущество.
— Говорят, что мошенники активно используют криптовалюты. Отслеживает ли такие операции ваша служба?
— Развитие механизмов мониторинга операций с криптовалютой выступает одним из приоритетных направлений деятельности Росфинмонитоинга. Для этого создана специальная платформа «Прозрачный блокчейн». Результаты уже сейчас достаточно неплохие.
Ее функциональные возможности активно используются не только в аналитической деятельности Росфинмониторинга, но и правоохранительными органами. Мы предоставили доступ к этому программному продукту также нашим коллегам из стран Евразийского региона и Латинской Америки. Платформа «Прозрачный блокчейн» начинает использоваться и обычными коммерческими банками для выявления подозрительных операций и целых схем противоправной деятельности.
— Могут ли банки или государство удержать людей от перевода денег мошенникам, если они все же стали жертвой обмана?
— В июле 2023 года на законодательном уровне был создан механизм, который предусматривает обязательную проверку переводов денежных средств со стороны банков для противодействия мошенничеству. Если упростить, то это специальный список подозрительных счетов, переводы на которые банки обязаны отклонять. Если банк забудет свериться с этим списком и выполнит перевод, то должен будет вернуть клиенту деньги за свой счет.
В таком «черном» списке содержится информация о получателях переводов, причастных к случаям и попыткам финансового мошенничества, в том числе переводам денег без согласия владельца. По новым правилам, если перевод подозрительный, то кредитная организация сможет на срок до двух дней приостановить операцию, даже если она совершена с согласия владельца счета.
— Почему именно до двух дней?
— За это время банк должен получить у своего клиента подтверждение намерения провести перевод. Клиент в свою очередь за два дня сможет объективно оценить ситуацию и понять, стал ли он жертвой мошенников. Закон об этом вступит в силу уже летом этого года.
— Какие еще есть меры борьбы с мошенниками?
— В конце прошлого года Росфинмониторингом совместно с Банком России были выработаны подходы к выявлению финансовых пирамид и нелегальных кредиторов с использованием инструментов финансового мониторинга. За прошедшие два месяца нам в Службу поступило несколько сотен сообщений о подозрительных операциях по новым признакам. Развитие такой практики позволит предупреждать мошеннические схемы на ранней стадии.
Источник: АиФ
Кстати, по итогам проверок Росфинмониторинга в 2024 году возбуждены дела об АП:
- по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ИП Куприянов А.Н. (525622144155),
- по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ООО «Партнер» (7727792545).