15 марта 2024 года на заседании комитета по банковскому законодательству АБР обсуждались новая редакция законопроекта о деятельности небанковских платежных поставщиков услуг (НППУ) и возобновление работы Экспертной группы по персональным данным.
Речь шла о том, что у банков и НППУ должны быть симметричные регуляторные требования, касающиеся:
- идентификации клиентов,
- сохранения и защиты информации.
Кроме этого, все участники комитета отметили, что необходимо дополнительно обсудить представленную в законодательстве модель распределения ответственности между банком и НППУ, которая требует доработки.
По итогам обсуждения было принято решение провести отдельную встречу с представителями департамента национальной платежной системы Банка России по обсуждению текста законопроекта с учетом прозвучавших предложений.
Участники встречи также поддержали инициативу Россельхозбанка о возобновлении работы Экспертной группы, которая бы обобщала положительные практики применения кредитными организациями действующего российского законодательства, а также проводила анализ практик зарубежного законодательства в области персональных данных.
Также еще ранее 14 марта 2024 года на заседании Экспертного центра по цифровым финансовым активам и цифровым валютам обсуждались подходы к регулированию цифровых финансовых активов и индустрии DeFi.
Представители Новикомбанка рассказали о своем опыте проведения сделок с ЦФА и отметили, что рынок цифровых финансовых активов находится в начале становления и 80% сделок на нем – это сделки в виде денежных требований. Ограничивающими факторами развития рынка ЦФА были названы: низкая ликвидность за счет регуляторных ограничений, техническая несовместимость платформ, отсутствие правил бухучета ЦФА, неполная цифровизация процесса допуска эмитента и инвестора из-за присутствия бумажного документооборота.
При обсуждении регулирования криптоиндустрии было отмечено, что мировые регуляторы подходят к разработке нормативных механизмов для новых технологий осторожно. Многие высказываются за то, что если новая индустрия предлагает привычный набор продуктов, таких как кредиты, депозиты, деривативы, то к ней должны быть применимы традиционные подходы регулирования.
Активное развитие индустрии DeFi ставит вопрос ее регулирования. Технология DeFi представляет собой набор Р2Р-сервисов. Это многоуровневая система с разным уровнем блокчейнов, протоколов и кошельков, взаимодействие в которой осуществляется без юридического лица. Европейское регулирование криптоактивов — MiCA (Markets in crypto-assets), которое начнет действовать в июне 2024 года, не покрывает индустрию DeFi из-за ее специфики. Вероятнее всего, регулирование DeFi будет входить в MiCA 2.0.
При этом подходы к регулированию DeFi должны учитывать, что в индустрии идут процессы саморегуляции, например, комьюнити DeFi предлагает бесплатный риск-сканер, куда можно отправлять данные платформы, которая обманула пользователя, а также отмечать ошибки смарт-контрактов.
Все мировые регуляторы отмечают важность введения правил в индустрию DeFi, так как она взаимодействует с традиционными финансами и реальным сектором экономики.
Следующее заседание Экспертного центра пройдет в апреле, где будут обсуждаться предварительные оценки функционирования рынка ЦФА.
Справка:
MiCA (Markets in crypto-assets) дает определение основным типам криптоинструментов, прописывает правила для эмитентов и поставщиков услуг в области криптоактивов.