Как мы писали ранее, ряд госведомств и организаций обсуждают создание новой единой антифрод-платформы.
Это ведомства:
- Банк России,
- МВД,
- Минцифры,
- Роскомнадзор,
и структуры:
- крупные финансовые организации,
- операторы связи.
Об этом пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на заявление ЦБ.
В МВД подтвердили, что участвуют в рабочей группе по созданию национальной платформы антифрода — “централизованной системы противодействия операциям без согласия клиента на основе данных финансовых организаций и операторов связи”.
Минцифры также подтвердили свое участие в проекте.
В Центробанке уточнили, что рабочая группа приняла решение развивать обмен информации между банками и операторами: «Целесообразно выстраивать информационный обмен через действующие каналы взаимодействия, на базе инфраструктуры ФинЦЕРТ”.
ФинЦЕРТ — это центр взаимодействия и реагирования департамента информационной безопасности, специальное структурное подразделение Банка России. Там уточнили, что конкретные форматы взаимодействия еще прорабатываются.
Свое участие в проекте подтвердили в:
- МТС,
- Мегафоне,
- Tele2,
- “Вымпелкоме”.
Операторы рассказали, что идея по созданию такого рода платформы была разработана еще год назад, однако ее отложили из-за высокой стоимости и неоднозначной эффективности. Сейчас было принято решение о запуске пилотного проекта информационного взаимодействия: в Tele2 отметили, что операторы уже работают со всеми банками, которые хотят обмениваться информацией о мошеннических звонках.
Кредитные организации поддержали инициативу:
- ВТБ считает обмен данными с операторами важным для защиты клиентов от мошенничества,
- Росбанк и “Тинькофф” также подчеркнули свою заинтересованность,
- директор департамента кибербезопасности Абсолют-банка Руслан Ложкин отметил важность определения минимального достаточного объема данных для создания единой антифрод-платформы.
На данный момент обмен информацией между банками и операторами связи не регулируется законом и происходит на коммерческой основе. В частности, операторы связи на коммерческой основе передают информацию о событиях (смена сим-карты или устройства, в котором она используется), заметил источник “Коммерсанта”, работающий на телеком-рынке: «Операторы опасаются, что новые инициативы, в том числе по раскрытию информации для финансовых структур, лишат их доходов»
Законопроект, который предполагал создание единого сервиса верификации клиентов банков для противостояния мошенническим операциям, был внесен в Госдуму еще пять лет назад, в 2018 году. Проект прошел первое чтение в марте 2019 года, однако затем его рассмотрение было приостановлено и пока не возобновлялось.
В феврале этого года зампред Сбербанка Станислав Кузнецов признал, что регулятор и крупные банки пока не смогли побороть целый пласт мошеннических операций.
Кроме того, они так и не договорились о создании единой антифрод-платформы. Несмотря на надёжную, со слов Кузнецова, защиту и формирование единой базы телефонного антифрода Роскомнадзором, а также защиту клиентов со стороны операторов, по данным Центробанка, ежегодно фиксируется рост ущерба примерно на 2 млрд рублей от телефонного мошенничества.