4 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Федерального казначейства от 13.07.2023 г. № 13н, утвердивший модель оценки рисков для аудиторских организаций.
Номер опубликования: 0001202308240017.
Дата опубликования: 24.08.2023.
Зарегистрирован 24.08.2023 № 74944.
Регулятор акцентирует внимание: аудиторские организации оказывают услуги общественно значимым организациям, что позволяет отнести их к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.
Модель оценки рисков была разработана для более эффективного планирования Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций и контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Текст документа:
Ранее Росфинмониторинг напомнил, что одним из ключевых требований законодательства РФ о ПОД/ФТ/ФРОМУ для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, является информирование Росфинмониторинга о подозрительных операциях клиентов, выявляемых при оказании аудиторских услуг.
Эффективному выявлению подозрительных операций должна предшествовать оценка степени (уровня) риска клиента, основанная на: результатах идентификации клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарных владельцев клиента; комплексном изучении клиента с учетом специфики сектора экономики, в котором клиент осуществляет деятельность, его организационной структуры, характера используемых им ресурсов (услуг); анализе операций клиента на предмет соответствия характеру и виду осуществляемой деятельности; других факторов.
При оценке степени (уровня) риска клиента аудитор должен учитывать:
- результаты национальной и секторальных оценок рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма,
- новые типологии и схемы отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма,
- информационные письма (сообщения), содержащие признаки операций,
- виды и направления деятельности, имеющие повышенные риски совершения операций в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, доводимые Росфинмониторингом до аудиторов через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга,
- результаты проводимого аудитором анализа в целях выявления операций, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг.
Так, согласно результатам Национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (2021-2022), в настоящее время сохраняются риски, связанные с деятельностью организаций определенных отраслей экономики и форм собственности, а также с характером и географической направленностью финансовых операций.
Особое внимание при оказании аудиторских услуг аудиторам следует уделять:
- операциям с денежными средствами, имеющими бюджетное происхождение.
В целях повышения результативности работы по ПОД/ФТ аудиторам следует дополнительно проанализировать принятые ими подходы к оценке рисков клиентов, выявлению подозрительных операций и направлению информации о них в Росфинмониторинг, и при необходимости скорректировать систему внутреннего контроля.