В конце марта под председательством директора Росфинмониторинга Юрия Чиханчина состоялось заседание коллегии Службы, где звучали вопросы гособоронзаказа.
Были рассмотрены результаты работы ведомства и национальной антиотмывочной системы за 2022 год и основные задачи на 2023 год.
В работе коллегии приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, МИД России, МВД России, ФСБ России, Казначейства России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, сотрудники Росфинмониторинга и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.
В своем выступлении Юрий Чиханчин отметил влияние новых угроз политического, экономического, социального характера на механизмы взаимодействия всех элементов системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Несмотря на действия ФАТФ, двусторонние контакты российской стороны с подразделениями финансовой разведки более 70 стран свидетельствуют об укреплении международного взаимодействия в сфере развития национальных антиотмывочных систем.
«Именно через призму сотрудничества можно сегодня увидеть риски, как на международном, так и на государственном уровне. Оценить, как мы реагируем на них, какие меры принимаем, чтобы их минимизировать», — подчеркнул Юрий Чиханчин.
Отмечена слаженная межведомственная работа по пресечению незаконной деятельности участников торговых процедур, теневых площадок.
«Созданная система банковского и казначейского сопровождения дает хорошие результаты. При тесном взаимодействии с Федеральным казначейством, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Банка России нам удалось сохранить десятки миллиардов рублей бюджетных средств», – заявил Юрий Чиханчин.
Для достижения задач, поставленных на 2023 год, подразделения Росфинмониторинга будут уделять особое внимание работе по:
- совершенствованию информационной системы Службы,
- повышению качества аналитической деятельности за счет внедрения новых программных продуктов и методологий расследования,
- укреплению международного и межведомственного взаимодействия.
Особое внимание будет уделено вопросам гособоронзаказа (далее ГОЗ). Системные методы координации противодействия хищению денежных средств, выделенных для целей ГОЗ, были разработаны после внесенных в 2015 году изменений в ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 №275-ФЗ.
После чего вопросы эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых для нужд обороны и безопасности государства, находятся под тщательным контролем, в рамках которого обеспечивается обмен данными об участии субъектов, получающих средства ГОЗ, в сомнительных финансовых операциях.
За 2022 год Росфинмониторингом было направлено:
- свыше 40 сообщений для более чем 1800 участников расчетов по государственному оборонному заказу.
Региональные прокуроры получили:
- свыше 350 поручений о проверке правомерности финансовых операций участников ГОЗ на сумму свыше 3,4 млрд рублей.
Совместная работа Росфинмониторинга и налоговых органов позволила выявить:
- более 700 неблагонадежных фирм, участвующих в ГОЗ.
Фактическим критерием эффективности совместной деятельности является раскрытые фактов неправомерных уголовно наказуемых действий, в том числе с задействованием авансовых платежей.
Сейчас особенно криминальные структуры усиливают интерес к сфере государственного оборонного заказа и ищут новые схемы хищения бюджетных средств, несмотря на принимаемые меры.
Генеральная прокуратура и Росфинмониторинг принимает меры, направленные на профилактику и пресечение новых способов кражи средств.
Типичными признаками компаний-однодневок являются:
- минимальный размер уставного капитала;
- отсутствие по месту регистрации;
- непредставление отчетностей (налоговой и бухгалтерской);
- отсутствие профильных специалистов в штате;
- отсутствие средств производства.
Также их можно выявить по несовпадению данных налоговой отчетности с данными операций по банковским счетам и отсутствию расходов, необходимых для обеспечения деятельности:
- зарплата,
- аренда офиса,
- закупка канцелярии,
- оплата услуг.
Для быстрого обналичивания денежных средств руководители компаний заключают фиктивные договоры с физическими лицами по купле-продаже имущества. Похищенные таким образом денежные средства возвращаются в наличной форме по предварительной договоренности сторон и используются в своих интересах. Вторая сторона, участвующая в преступном сговоре, как правило, не осознает дальнейших последствий и предоставляет свои паспортные данные для заключений договоров за несущественное вознаграждение.
По итогам 2022 года совместными усилиями Генеральной прокуратуры РФ и Росфинмониторинга подготовлены и доведены до уполномоченных банков новые тенденции ПОД/ФТ в данной сфере:
- обналичивание бюджетных средств через нотариальные фирмы;
- искусственное дробление государственного контракта;
- использование брокерских счетов с целью обхода внутреннего контроля банков по ПОД/ФТ.
Основной доклад коллегии представил заместитель директора Росфимониторинга Олег Крылов. Выступающий констатировал, что за последние годы система мониторинга и контроля бюджетных средств претерпела существенные изменения. Развивались уже зарекомендовавшие себя:
- механизмы специальных счетов,
- особых полномочий кредитных организаций и Федерального казначейства в сфере гособоронзаказа,
- банковское и казначейское сопровождение инфраструктурных проектов.
Впервые в бюджетной сфере появилось понятие бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей.
В результате предпринятых мер отмечается снижение примерно в 3 раза суммы финансовых операций в адрес номинальных юридических лиц. В 20 раз снизились суммы финансовых операций, направленных на обналичивание денежных средств. Целевая работа Совета комплаенс и его региональных структур ориентировала субъекты финансового мониторинга на актуальные риски хищения бюджетных средств. В результате количество банков, информирующих о рисках, выросло на 15%.
Среди актуальных задач в части мониторинга и контроля расходования бюджетных средств – превентивное выявление и минимизация рисков, обучение участников национальной антиотмывочной системы передовым практикам в указанной сфере.
Источник: РФМ