Хотя с 2009 года в России введен запрет на игорную деятельность вне специальных зон, но тем не менее до сих пор существуют схемы ввода и вывода средств через ондайн казино..
Спустя два года Уголовный кодекс пополнился статьей 171.2, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Как реализуется на практике механизм привлечения к ответственности за такие преступления?
После всех событий последнего времени кажется, что в реальность претворяются следующие прогнозы:
- на рынке России будут работать только избранные и крупные БК,
- арбитражники и вебмастера потеряют доход, так как подавляющее большинство работали именно с оффшорными БК и казино,
- государство берет под свой жесткий контроль весь рынок беттинга, в том числе платежи и доходы его участников,
- букмекеры будут платить в несколько раз больше, что не может не сказаться на выплатах тем немногим вебмастерам, которые перейдут на работу с легальными казино и БК,
- жители России не смогут переводить деньги онлайн-казино и БК, которые не одобрил ЕРАИ,
- так как старт инициативам дан на самом высоком уровне, уже ничто не остановит процесс.
Например, в декабре 2020 года депутаты приняли закон о едином регуляторе азартных игр: согласно ему, букмекеры будут отчислять не менее 30 млн рублей за квартал на поддержку спорта. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты предполагали, что количество участников рынка сократится.
Совокупный объем ставок в русскоязычных онлайн-казино в 2016-2018 годы эксперты оценивали в €1-1,5 млрд в год. Выручка букмекеров в 2019 превышала 1 трлн рублей, но большая часть этих денег приходилась на «серую» зону.
Государство в борьбе с азартными играми
История ограничительных мер в отношении азартных игр в нашей стране уходит в средние века. Первоначальным инициатором таких мер являлась церковь.
С 16 века устанавливается система регулирования азартных игр для пополнения казны. Участие в азартных играх и даже присутствие при их проведении являются наказуемыми.
При первом царе из династии Романовых – Михаиле вводится новый порядок налогообложения и «откупы» за проведение азартных игр, представляющие собой систему, при которой азартные игры (кости, карты и др.) дозволены с разрешения местных властей по установленным ими ставкам.
При этом азартные игры осуждаются властями, а их нелегальное проведение строго карается. В 17 веке государство балансирует между запретительными мерами и фискальными интересами. Несложно догадаться, куда склонилась чаша весов.
С 18 века азартные игры появляются при государственном дворе, широко распространяются среди высшего света. В отношении же простого люда продолжают применяться наказания: от штрафов до тюремного заключения.
Увлечение азартными играми постепенно проникает во все слои населения и приобретает невероятные масштабы, несмотря на продолжение политики ужесточения мер против азартных игр.
После революции карты остались одной из самых популярных в народе игр. При советской власти с азартными играми также ничего не могли сделать — они плотно вошли в жизнь людей.
Во времена «перестройки» азартные игры вышли на новый уровень: в конце 80-х стали появляться игровые автоматы и первые казино, сперва в элитных гостиницах для иностранных туристов.
Игровая индустрия достигла своего расцвета к 2006 году, когда в стране работали тысячи «одноруких бандитов» и игровых столов, а число выданных лицензий на игорный бизнес превысило 6 тысяч. До 2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась главой 29 Налогового кодекса и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 244) наступило время жесткого законодательного регулирования данной сферы.
Введен запрет на игорную деятельность с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и средств связи.
Игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, с 2009 года может осуществляться лишь в четырех специально организованных игорных зонах в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. Позже к ним добавилась Республика Крым.
В 2011 году Уголовный кодекс пополнен статьей 171.2, в соответствии с которой преступлением признана организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере.
Ожидаемо, что нелегальный игорный бизнес продолжил свое существование, выбрав более изощренные формы. Такая деятельность продолжила осуществляться с соблюдением конспирации в закрытых клубах, под видом букмекерских контор, интернет-кафе, через зарегистрированные в других странах интернет сайты.
Что есть игра?
Согласно ст. 4 ФЗ № 244 азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В соответствии со ст. 5 данного закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр исключительно в игорных заведениях, расположенных в пределах игорных зон. Согласно ч. 1 ст. 6 организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Последние годы наиболее часто незаконная игорная деятельность осуществляется через компьютерные вариации слот-машины — игрового автомата, дающего шанс выиграть сумму, во много раз большую чем размер ставки. Цель игры — собрать, вращая барабаны, выигрышную комбинацию символов. Чем лучше комбинация, тем больше выигрыш.
В большинстве случаев физические слот-машины — это компьютеры, а выпадение комбинаций происходит за счет генератора случайных чисел. Такая же система используется и в онлайн-слотах.
Но в практике можно встретить и живую игру — рулетку или покер в закрытых клубах.
С момента введения в 2011 году диспозиция ст. 171.2 УК изменилась и стала более громоздкой: теперь преступлением считается организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.
Квалифицирующими признаками являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, использование служебного положения и извлечение дохода в крупном (свыше полутора миллионов рублей) или особо крупном размерах (свыше 6 миллионов рублей).
Самая строгая санкция предусматривает лишение свободы на срок до шести лет со штрафом.
Во многих случаях совершение преступления сопряжено с нарушением прав авторов компьютерных программ, в связи с чем дополнительно квалифицируется по ст. 146 УК. В качестве потерпевшего в уголовных делах чаще всего встречается австрийский разработчик программного обеспечения — компания «Novomatic AG».
Учитывая, что незаконная игорная деятельность направлена на извлечение прибыли и ее размеры напрямую зависят от количества игорных заведений (терминалов) и задействованных лиц, она зачастую характеризуется высокой степенью организованности, заранее разработанным планом преступной деятельности, распределением функций между участниками, применением различных технических средств и ухищрений при совершении и сокрытии своей преступной деятельности, в том числе при помощи привлеченных сотрудников правоохранительных органов, в связи с чем нередко квалифицируется по ст. 210 УК (организация преступного сообщества или участие в нем).
В общем массиве преступлений незаконная игорная деятельность далеко не на первом месте, но, например, для столичных правоохранителей дела рассматриваемой категории уже не являются чем-то уникальным с туманной перспективой расследования: в суды в среднем направляется около 50 уголовных дел в год.
Некоторые уголовные дела отличаются масштабом выявленных эпизодов преступной деятельности и количеством привлеченных к ответственности лиц. Например, в настоящее время главком Следственного комитета по г. Москве расследуется уголовное дело по факту организации незаконной игорной деятельности с использованием слот-машин, покерных столов и другого игрового оборудования в более чем в 10 законспирированных игорных клубах, по которому свыше 60 лиц проходят обвиняемыми.
Выявление и расследование преступлений
Выявлением преступлений рассматриваемой категории, в первую очередь заняты подразделения ОЭБ и ПК, реже – иные подразделений органов внутренних дел и ФСБ, а также теперь подключен Росфинмониторинг.
Само обнаружение игорного зала и инициирование уголовного дела может быть предельно элементарным:
- оперативники в ходе обследования или осмотра места происшествия изымают оборудование,
- проводят его исследование, опрашивают администраторов, охранников и иных лиц,
- после чего направляют материалы в органы Следственного комитета, к чьей компетенции отнесено расследование данной категории дел.
При таком подходе оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия сводятся лишь к изъятию игрового оборудования и опросу лиц, находившихся в заведении, что в дальнейшем влечет сложность установления как события преступления, так и привлечения организаторов к уголовной ответственности.
Выявление законспирированных схем незаконной игорной деятельности требует грамотного проведения оперативно-розыскных мероприятий для фиксации происходящего в помещениях: распределению ролей между соучастниками по охране, приему денежных средств, выдаче вознаграждения и др.
Естественно, необходимо зафиксировать и изъять игровое оборудование и установить алгоритм его работы. Проведению обследований помещений могут предшествовать иные оперативно-розыскные мероприятия:
- наблюдение,
- прослушивание телефонных переговоров,
- проверочная закупка,
- и другие.
Конечно, оперативники заинтересованы установить и привлечь к ответственности не только персонал игорных залов, но и организаторов преступной деятельности и иных соучастников.
Сами организаторы незаконной игорной деятельности, как правило, дистанцируются от непосредственных исполнителей и самих игорных заведений. Их участие можно доказать только при долгой и тщательно спланированной оперативной работе, направленной на установление обстоятельств:
- организации нелегального бизнеса,
- аренды помещений,
- созданию и администрированию интернет сайтов,
- сборки игровых терминалов и установки на них программного обеспечения,
- организации процесса распределения преступного дохода,
- финансирования преступной деятельности.
После проведения мероприятий материалы оперативно-розыскной деятельности направляются в следственные органы.
Минимум следственной работы по получению доказательственной базы заключается в осмотре изъятого оборудования, денежных средств, документов, а также предоставленных оперативниками носителей с результатами оперативно-розыскных мероприятий, допросов работников игорных заведений (кассиров, охранников, администраторов) и других лиц (посетителей, собственников помещений).
Особое значение по данной категории дел имеет компьютерно-техническая судебная экспертиза для установления наличия на изъятом оборудовании программного обеспечения, предназначенного для организации игрового процесса с получением денежного выигрыша, его алгоритма, а также статистических данных (суммы введенных в аппарат денежных единиц, периода проведения игр и др.). Объектами исследования обычно являются:
- игровые автоматы,
- платы,
- терминалы,
- жесткие диски.
Несмотря на позицию ряда представителей органов внутренних дел и Следственного комитета, считающих, что для возбуждения уголовного дела и направления его в суд, проведение экспертизы на предмет признания оборудования игровым не является обязательным, судебная практика идет по другому пути.
При этом следователи сталкиваются проблемой, связанной с проведения компьютерно-технической экспертизы изъятого оборудования в государственном экспертном учреждении.
Так, подразделения ЭКЦ МВД России не проводят экспертизы оборудования, функционирующего с использованием сети «Интернет» (в динамичной среде), ссылаясь, на отсутствие необходимых средств. Вместе с тем, подобным оборудованием обладают частные некоммерческие экспертные учреждения, к помощи которых следователи стараются прибегать лишь в крайнем случае по причине возможной спорности их выводов.
Последние несколько лет государство ведет особенно активную борьбу с нелегальными онлайн казино.
Главная цель – отрезать финансирование и не дать возможности гражданам пополнять балансы счетов.
Сейчас контроль построен так, что непосредственно само казино не сможет проникнуть в банковскую систему напрямую. Имеется в виду открытие счета или подключение к эквайрингу.
Сейчас актуально говорить о скрытом проникновении онлайн казино.
Новым этапом такого проникновения стали попытки маскировки азартного траффика под работу схожих по платежной картине отраслей, наиболее удобной из которых оказалась микрофинансовая деятельность.
Такие МФО заходят на обслуживание под предлогом продолжения уже ведущейся деятельности, имея тайную программную интеграцию с сайтами организаторов азартных игр и принимая онлайн-ставки под личиной погашения микрозаймов, а также выплачивая выигрыши под видом кредитования.
Чистый нетто- проигрыш игроков под видом таких же займов выводится на карты подставных лиц (дропов) для снятия наличными и передачи владельцам казино за вычетом своей комиссии.
Выявить такие схемы крайне сложно в общем потоке транзакций по всей клиентской базы банка.
Инструменты автоматизированного анализа платежной картины МФО в целом также оказываются неэффективными, так как схожие средние суммы транзакций, их высокие объем и частота, широкая аудитория клиентов являются неотъемлемыми признаками современной онлайн-индустрии микрофинансирования.
Для успешной борьбы с такими элементами применяют метод перекрестных запросов контрагентам МФО.
Анализ ответов дает возможность:
- подтвердить гипотезу о взаимосвязи с нелегальными казино,
- установить их конкретные сайты,
- провести контрольную закупку,
- документировать ее результаты.
Выявление ряда подобных недобросовестных МФО позволяет, кроме того, маркировать платежные реквизиты вовлеченных игроков для последующего оперативного раскрытия аналогичных схем.
Источники: Закон.ру, Коммерсант, РБК, БР