27.06.2021 вступили изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Что вносить в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и чему обучать сотрудников?
- Определение Национальной оценки рисков ОД/ФТ:
Национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (национальная оценка рисков) — деятельность, организуемая уполномоченным органом во взаимодействии с государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, выработке мер по минимизации указанных рисков. Национальная оценка рисков проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом.
- Адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между Росфинмониторингом и указанными органами и организациями, будет осуществляться контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ.
- Добавлена новая статья — 9.1. Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
3.1. Контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ за организациями и ИП осуществляют надзорные органы в соответствующей сфере деятельности (Банк России — кредитные и некредитные финансовые организации, Пробирная палата — ювелиры, ФНС — лотереи, организаторы азартных игр, Роскомнадзор — телекомы, почта России и т.д.).
3.2. Для тех организаций и ИП, у которых нет надзорных органов в соответствующей сфере деятельности (операторы по приему платежей, факторинговые организации, лизинговые компании, агентства недвижимости, контрольно-надзорные функции по ПОД/ФТ осуществляет сам Росфинмониторинг. Контроль и надзор Росфинмониторинг осуществляет после Постановки на учет в РФМ.
3.3. Контроль и надзор за исполнением требований 115-ФЗ адвокатами осуществляют адвокатские палаты субъектов Российской Федерации
3.4. Контроль и надзор за исполнением требований 115-ФЗ нотариусами осуществляют нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.
3.5. Росфинмониторинг организует и проводит дистанционный мониторинг соблюдения требований 115-ФЗ, заключающийся в анализе поступающей информации. Результаты своего анализа передает в контрольно-надзорные органы.
3.6. Контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ и сегодня осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, но теперь это закреплено и в 115-ФЗ.
3.7. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ будет установлен отдельным нормативным актом Правительства Российской Федерации. Такой нормативный акт будет предусматривать в том числе права и обязанности организаций и ИП в связи с проведением контрольно-надзорных мероприятий.
3.8. Банк России самостоятельно определяет порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий.
3.9. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов и нотариусов осуществляется в соответствии с Кодексами профессиональной деятельности адвокатов и нотариусов, соответственно.