Кто такой иностранный агент?
Согласно тексту документа, иноагентом можно будет признать физическое или юридическое лицо (в том числе коммерческую компанию), а также любую общественную организацию, если те получили «поддержку и (или) находятся под иностранным влиянием в иных формах» и занимаются политической деятельностью или собирают сведения в области военной деятельности РФ.
При этом органы публичной власти и политические партии, а также госкорпорации и религиозные объединения не будут признавать иностранными агентами.
Что такое «иностранное влияние»?
Законопроект определяет иностранное влияние как предоставление иностранным источником лицу поддержки или «оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и другими способами».
«Любой контакт с иностранцем, международной организацией и тем более с органами власти иностранного государства может быть интерпретирован как иностранное влияние», — заявила юрист Татьяна Глушкова в беседе с изданием «Коммерсантъ».
«Категория «влияния» не определена, попасть под нее может, например, подруга, у которой муж иностранец», — отметила в свою очередь юрист Анастасия Буракова.
Кто такие «иностранные источники»?
К иностранным источникам, согласно проекту, будут относиться иностранные государства и их органы публичной власти, международные и иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Российские граждане и организации, которые получают деньги от таких лиц или выступают посредниками при получении материальной помощи, также могут быть признаны иностранными источниками.
Реестр иноагентов и порядок исключения из него
Проект закона предполагает создание единого реестра иноагентов вместо существующих четырех (для СМИ, физлиц, НКО и объединений без юрлица).
Заработает порядок исключения из реестра иноагентов, в котором будут прописаны основания для принятия такого решения.
Если в течение года до подачи заявления об исключении из перечня лицо не получало помощь от иностранных источников, это может стать таким основанием. Факт отсутствия помощи из-за рубежа установит Минюст в ходе внеплановой проверки.
Если иностранный агент в течение трех месяцев после попадания в реестр отказался от получения денежных средств и иной помощи от иностранных источников, его также могут исключить из реестра.
Кроме того, таким основанием могут стать прекращение деятельности общественного объединения или структуры, ликвидация юридического лица и смерть гражданина, признанного иноагентом.
Кто такие «аффилированные лица»?
Аффилированными лицами проект предлагает считать руководителей, учредителей, участников и сотрудников организаций-иноагентов. В частности, речь может идти о сотрудниках СМИ, признанных иноагентами.
В список войдут и те, кто «получал имущественную поддержку для осуществления политической деятельности» от иностранных агентов.
На аффилированных лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов, отмечается в документе.
Один из авторов законопроекта депутат Андрей Луговой допускал ранее, что ко второму чтению понятия об иностранном влиянии и аффилированных лицах могут скорректировать.
Новые запреты для иноагентов
Документ предлагает запретить иноагентам вести преподавательскую деятельность и воспитательную работу с несовершеннолетними, просветительскую деятельность для них (проводить лекции и семинары), а также создавать контент для детей и подростков.
Такие лица не смогут получать гранты и поддержку от государства.
Им также запрещено занимать должности в органах публичной власти.
Иноагентам запретят быть инвесторами стратегических предприятий, важных для обороны и безопасности страны. В частности, речь идет о компаниях, производящих вооружения и военную технику, работающих в сфере авиации и космонавтики, а также в области разведки и добычи полезных ископаемых.
Иноагенты по-прежнему будут обязаны маркировать свои публичные сообщения (все, кроме сообщений «личного или бытового характера»), сдавать финансовую отчетность, а также раз в год проходить бухгалтерский аудит (для юрлиц).
Документ поддержало правительство
Кабмин поддержал проект закона, однако высказал несколько замечаний к нему.
Депутат Госдумы Василий Пискарев заявил, что законопроект об иноагентах планируют принять в весеннюю сессию. По его словам, до завершения сессии осталось мало времени.
Законопроект был внесен в Думу 25 апреля. Соавторами выступили 15 депутатов и трое сенаторов. Один из них, Андрей Климов, пояснил, что одна из целей документа «закрыть дополнительные лазейки для иноагентов». При этом сенатор Андрей Клишас назвал нецелесообразным изменение законодательства.
«Постоянно менять закон в той сфере, которая только складывается, в той сфере, где правоотношения еще окончательно не сложились, это пути в никуда»,— заявил политик.
История иноагентов в России
Реестр СМИ-иноагентов существует с декабря 2017 года. На данный момент этом списке содержится информация о более чем 160 СМИ, юридических и физических лицах.
В последний раз перечень обновлялся 3 июня, когда в него включили журналистов Алексея Пивоварова, Олега Кашина и Михаила Соколова, активистку Ирину Данилович, художницу Юлию Цветкову и политолога Николая Петрова.
С апреля 2022 года Минюст ведет отдельный список физлиц-иноагентов, в котором сейчас восемь человек. В частности, в него вошли журналисты Евгений Киселев, Матвей Ганапольский и Владимир Кара-Мурза (младший), предприниматели Евгений Чичваркин и Михаил Ходорковский и шахматист Гарри Каспаров.
Также, несмотря на то, что за последние десятилетия государство значительно продвинулось в борьбе с терроризмом, на сегодняшний день по-прежнему сохраняются риски вовлечения некоммерческого сектора в процесс оказания финансовой поддержки террористической деятельности ввиду привлекательности характеристик некоммерческих организаций как для отдельных террористов, так и для крупных террористических организаций.
Понимание характера угрозы, способов незаконного использования некоммерческих организаций, правильная оценка рисков и меры по их нейтрализации, а также надлежащее внутреннее управление некоммерческими организациями позволяют минимизировать их использование террористами в своих целях.
Как НКО могут использовать?
Использование некоммерческой организации в целях финансирования терроризма может осуществляться путем:
- перенаправления денежных средств в пользу террористических организаций лицами, находящимися внутри некоммерческой организации (руководители, сотрудники и др.);
- установления неофициальных личных контактов между руководителями некоммерческой организации и террористическими образованиями и иных видов связей, в том числе налаженных связей;
- содействия вербовке (опубликование материалов в интернете, предоставление площадок для мероприятий и т.д.);
- использование программ/проектов некоммерческой организации;
- деятельности физических и/или юридических лиц от имени некоммерческой организации и создания фиктивной некоммерческой организации, изначально преследующей противоправные цели.
Как понять, что НКО используют?
Некоммерческая организация, партнер или бенефициар (физическое лицо или группа лиц, которые получают благотворительную, гуманитарную или иные типы помощи через некоммерческую организацию) осуществляют:
- финансовую поддержку известных или подозреваемых террористов и террористических образований;
- материальную поддержку известных или подозреваемых террористов и террористических образований;
- финансовую, материальную или логистическую поддержку включенных в списки террористов и террористических образований;
- деятельность в зонах активной террористической угрозы;
- вербовку;
- деятельность, не соответствующую заявленной;
- имеют слабую систему управления;
- другую преступную деятельность.
Как НКО обезопасить?
- проанализировать риски использования в террористических целях и разработать меры по их нейтрализации (более подробно – в Рекомендациях для некоммерческих организациях по ссылкам ниже);
- осуществлять меры по проверке партнеров, бенефициаров, волонтеров и иных лиц при установлении отношений с ними, в том числе путем проверки по перечню террористов;
- применять строгие меры и процедуры финансового контроля, вести подробную финансовую отчетность;
- осуществлять мониторинг программ/проектов, а также строгое отслеживание движения денежных средств на их реализацию.
Что делать, если НКО пытаются использовать?
- не устанавливать отношения;
- сообщить в ФСБ России/МВД России/Росфинмониторинг/Минюст России по телефонам горячей линии или формам обратной связи (можно найти на официальных сайтах).
Где найти более подробную информацию?
- Перечень террористов и экстремистов (действующий)
- Портал для некоммерческих организаций Минюста России
- Сайт Росфинмониторинга
- Сайт МУМЦФМ