Внимание к операциям по счету — один из ключевых факторов для выбора банка в сегменте МСБ. Чтобы клиенты вовремя узнавали о рисках блокировки счета, в МИнБанке внедрили специальный сервис
Внедрение сервиса для оценки риска блокировки счета по требованиям Закона № 115-ФЗ должно было решить комплекс задач:
- повысить лояльность клиентов и уровень удовлетворенности услугами банка в целом;
- повысить комиссионный доход банка;
- уменьшить нагрузку на комплаенс-службу;
- снизить отток клиентов из-за блокировок счетов.
Самостоятельная разработка сервиса для банка оказалась слишком трудозатратной. По подсчетам специалистов, процесс мог занять четыре года при условии найма как минимум двух разработчиков. Поэтому в МИнБанке решили интегрировать в информационную систему коробочный сервис. Выбор остановили на «Смарте» от «Контур.Фокуса», на внедрение которого требовалось всего три месяца.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Сервис анализирует выписку по расчетному счету за последние три месяца — это оптимальный период, для того чтобы сделать выводы о безопасности транзакций. Максимальный период, за который сервис может проанализировать выписку, практически не ограничен.
Специально для крупных клиентов МИнБанка, которые проводят многочисленные платежи в течение дня, разработали систему архивирования выписок. Банк архивирует выписки по основным рублевым счетам в формат .gzip, исключая валютные и транзитные. Такое решение позволило сохранить период анализа выписки в 90 дней с практически неограниченным количеством транзакций.
Таким образом, оценка рисков блокировки проводится по двум моделям:
- анализ выписки по одному счету;
- анализ выписки по всем рублевым счетам одновременно. В этом случае банк передает в сервис архив, а сервис формирует общий риск-рейтинг и один отчет по всем счетам клиента.
Риск-рейтинг отображается в двух вариантах: негативном и позитивном. В МИнБанке реализован первый сценарий: чем выше значение, тем больше вероятность риска блокировки счета у клиента.
Банк также получил возможность настраивать время и периодичность обращения к сервису. Например, информация по клиентам запрашивается в час ночи. Благодаря этому каждое утро пользователи видят актуальный индикатор риска блокировки.
УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ
Интернет-банк МИнБанка реализован на базе платформы iSimpleBank 2.0 — это система ДБО от российского разработчика iSimpleLab. Перед iSimpleLab стояли следующие задачи:
- настроить интеграцию;
- доработать анкету клиента, добавив новый статус о подключении сервиса оценки рисков;
- реализовать новые документы на подключение или отключение сервиса оценки рисков и разработать новые печатные формы этих заявлений;
- настроить интеграцию ДБО со «Смартом» по API-ключу;
- реализовать в ДБО механизм запроса и сохранения данных;
- доработать мобильную версию ДБО, чтобы в ней отображалась информация с индикаторами и отчетом.
Внедрение сервиса затрагивало доработку трех систем банка:
- АБС;
- биллинг — заведение тарифов, механики списания;
- ДБО — отображение иконки индикатора, возможность скачивать отчет.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Новый сервис, предложенный банком, оказался наиболее востребован молодыми компаниями. Активнее всего им пользуются предприниматели, которые зарегистрировали бизнес меньше трех лет назад; 41% пользователей «Смарта», ИП и юрлиц относятся к этой категории.
На втором месте — специалисты организаций, которые представлены на рынке десять лет, их доля на уровне 30%. Еще по 10% работают в фирмах с «возрастом» 4-5, 6-7 и 8-9 лет.
Топ-5 отраслей среди клиентов — пользователей сервиса:
- строительство;
- FMCG;
- логистика и транспорт;
- торговля неспециализированными товарами;
- бизнес-услуги.
Клиенты банка улучшили показатели работы со счетом: 52% всех клиентов, которые подключили сервис, снизили показатели риск-рейтинга. В основном это пользователи, которые скачивали отчеты сервиса и применяли его рекомендации. По данным банка, треть пользователей регулярно обращались к отчетам.
В среднем вероятность блокировки счета по Закону № 115-ФЗ у пользователей уменьшилась на 10%, а максимальное значение в сторону улучшений — 33%.
Снизилась нагрузка на комплаенс-службы, поскольку у их сотрудников стало гораздо меньше поводов задавать вопросы клиентам. Нагрузка уменьшилась в среднем на 10–15%.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЕРВИСА ОЦЕНКИ РИСКА
Обратная связь от клиентов помогла команде банка и разработчиков сформировать план по внедрению новых функциональностей в сервис.
Например, исследование показало, что пользователи хотят видеть информацию об уровне риска до выполнения транзакции. Задача разработчиков теперь — научить сервис оценивать «предриск платежа», то есть показать, как будущий платеж отразится на общем уровне риска.
Еще одна задача — расширить возможности уведомления пользователей о колебаниях уровня риска. Например, наладить СМС-оповещения о том, что риск повысился. Также сервис учится проверять зарубежных контрагентов и анализировать выписки с валютными переводами.
Менеджер проектов развития в «Контуре»
Источник: БО