Интересный кейс возникает при индентификации клиентов банков по паспорту. В конкретном случае банк отказал в открытии счета физическому лицу. Суть была в том, что банк отказал по причине недействительного паспорта, хотя паспорт на самом деле действительный.
Что делать в такой ситуации?
ФЗ-115 обязывает банки проводить идентификацию клиентов, а также регулярно обновлять о них сведения. При этом Положением Банка России № 499-П на все банки возложена обязанность проводить проверку идентификационных данных, в том числе обязательно проверять паспорт РФ на действительность.
До 6 июня 2023 года кредитные организации были обязаны проверять данные паспорта на сайте МВД, но после этой даты были внесены изменения в нормы ЦБ РФ. Теперь банки самостоятельно определяют источник проверки.
На данным момент у банка существует два способа проверить действительность паспорт:
- бесплатный сервис на сайте МВД (не работает с 14 июля 2023 года, когда заработает не известно),
- платная система межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ (работает с периодическими сбоями).
Если Банк в результате проверки паспорта получил информацию о недействительности документа, то обязан отказать в обслуживании по основаниям ФЗ-115.
Какие же действия предпринять человеку, если у него все в порядке с документами, а банк утверждает, что его паспорт недействителен?
Первое:
- можно пройти процедуру идентификации с помощью заграничного паспорта.
Согласно Положению Банка России № 499-П заграничный паспорт является документом, удостоверяющим личность с целью идентификации по ПОД/ФТ.
Если же загранпаспорта нет, то тогда остается второй шаг.
Второе:
- обращаться в МВД с просьбой корректировки базы данных.
При этом никаких справок о достоверности паспорта и его данных МВД выдавать не уполномочен. Вам требуется дождаться пока они не внесут изменения в свой сервис проверки паспортов и после этого повторно обращаться в финансовую организацию.