Сейчас в Росфинмониторинг отправляется несколько разных видов отчетности в форме формализованных электронных сообщений (ФЭС).
Предусмотрены:
- обязательные требования к заполнению полей в этих сообщениях и к срокам их отправки,
- административная ответственность за нарушение требований российского законодательства в сфере ПОД/ФТ по отправке отчетности.
ФЭС – это сообщение об операции клиента с деньгами или имуществом, которое должно быть отправлено субъектом ФЗ-115 в Росфинмониторинг.
В форме ФЭС предоставляются сведения о:
- результатах проверки своих клиентов на принадлежность к перечням экстремистов,
- приостановлении операций,
- замораживании (блокировании) денежных средств или имущества клиента,
- отказе клиенту в осуществлении операции,
- устранении причин для отказа,
- другие.
Виды формируеых форм ФЭС:
- ФЭС 1-ФМ — при предоставлении отчетности по операциям. В этой форме предоставляются сообщения об операции с денежными средствами или имуществом, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции, а также о приостановленной операции,
- ФЭС 2-ФМ — при предоставлении отчетности в Росфинмониторинг о замораживании (блокировании) денежных средств или другого имущества клиента,
- ФЭС 3-ФМ — при подготовке сообщения об итогах проверки клиентов на принадлежность к перечням экстремистов и необходимости применения к ним мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или имущества,
- ФЭС 5-ФМ в двух случаях:
- при формировании отчетности об отказе в проведении операции,
- при формировании сообщения в Росфинмониторинг о том, что клиент предоставил необходимые документы/сведения, и на основании этих документов были устранены причины, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операции, с отправкой сообщения об отказе в Росфинмониторинг.
- ФЭС 9-ФМ — при сообщения о совокупности операций и/или действиях клиента, которые вызывают подозрения о причастности клиента к ОД/ФТ/ФРОМУ.
- ФЭС 4-ФМ – это сообщение о фактах препятствия со стороны государства, в котором расположены филиалы (представительства и т.д.) организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или другим имуществом, осуществления ими требований Федерального закона №115-ФЗ.
Версии форм отчетности для Росфинмониторинга меняются. Сейчас ФЭС заполняются в версии 2.0. Ранее были версии:
- ФЭС 1.2,
- 110 (0-ФМ 00, 1-ФМ 07, 1-ФМ 06, 4-ФМ 05, 3-ФМ 04, 2-ФМ 03, 1-ФМ 02, 1-ФМ 01).
В каждом виде отчетности существуют особенности формирования сообщений по той или иной форме.
Вообще для отправки сообщения нужно:
- зайти на сайте Росфинмониторинга,
- войти в «Личный кабинет»,
- нажать кнопку «Меню»,
- выбрать «Сообщения и отчеты» (в разделе слева),
- выбрать «Подготовка/Корректировка/Удаление» (в выпадающем списке),
- найти нужную форму (вид отчетности),
- нажать кнопку «Подготовить сообщение»,
- открываются поля, которые нужно заполнить (в открывшемся окне).
В заголовке формы ФЭС имеются кнопки:
- «Сохранить»,
- «Открыть»,
- «Проверка».
Названия кнопок на сайте различаются для разных видов деятельности субъектов ФЗ-115 и разных виды интерфейсов кабинетов. По кнопкам:
- «Сохранить» можно скачать ФЭС на компьютер в формате .xml.
Нельзя переименовывать файл, скачанный на компьютер, так как наименование файла сформировано по установленной действующим законодательством структуре.
Сообщение не пройдет форматно-логические контроли, если изменить имя файла.
- «Открыть» можно загрузить в форму ранее сформированное сообщение, например, для правки.
После этого можно актуализировать данные и тем самым сократить время заполнения ФЭС.
- «Проверка» необходима для проверки заполнения формы сообщения на соответствие требованиям законодательства РФ.
При нажатии этой кнопки сообщение в Росфинмониторинг не отправляется.
Только проверяется на соответствие требованиям законодательства.
В случае, если ФЭС сформировано:
- правильно, то система сообщит об успешной проверке документа,
- с ошибками, то появится сообщение о допущенных ошибках.
При наличии ошибки и для ее устранения нужно внести недостающую информацию или исправить некорректно введенные данные.
После этого сохранить внесенные изменения, а то при проверке программа будет обращаться к первоначальному варианту.
По итогам исправления ошибки и сохранения ФЭС обязательно нужно проверить его еще раз.
Не забудьте, что перед отправкой сообщения в Росфинмониторинг сообщение необходимо сначала сохранить на ваш компьютер.
При внесении изменения в уже сохраненный файл и сохранения его повторно, файл не перезаписывается.
Вместо этого создается его копия, а в название файла автоматически добавляется порядковый номер этой копии.
Тогда необходимо удалить из названия итогового корректного сообщения добавленную часть, и только после этого его можно будет отправлять в Росфинмониторинг.
Отправка ФЭС возможна только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи:
- руководителя организации,
- или специального должностного лица.
Отправка ФЭС с использованием электронной подписи:
- войти в «Личный кабинет» с использованием сертификата на сайте Росфинмониторинга,
- перейти в раздел «Сообщения и отчеты» (в меню слева),
- выбрать «Отправить сообщение» (в выпадающем списке),
- нажать на ссылку «Выбрать файлы»,
- выбрать ранее сформированный файл ФЭС,
- подписать его электронной подписью,
- отправить в Росфинмониторинг.
Сразу после отправки ФЭС в Росфинмониторинг будет однократно доступно скачивание архива, который содержит ФЭС и файл УКЭП, которой сообщение было подписано и отправлено в Росфинмониторинг.
Скачать архив с ФЭС и УКЭП можно только в тот момент, когда отображается сообщение об успешной отправке ФЭС.
Если вы не скачаете его на компьютер, то скачать архив повторно возможности не будет.
ФЭС подлежат хранению не менее 5 лет после отправки и расторжения отношений с клиентом. Поэтому целесообразно делать резервные копии отправленных ФЭС на:
- съемные носители,
- другие компьютеры.
Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга не предназначен для хранения информации.
Росфинмониторинг не имеет права отправлять пользователю ранее отправленные ФЭС.
После отправки сообщение должно отобразиться в реестре ФЭС в разделе «Сообщения в работе».
Если сообщение в разделе не появилось, это означает, что подписать и направить документ в Росфинмониторинг не удалось.
Тогда рекомендуется обратиться в Техническую поддержку сайта РФМ путем заполнения заявки.
После того, как сообщение и УКЭП пройдут проверку, оно перейдет:
- из раздела «Сообщения в работе»,
- в раздел «Принятые сообщения».
Если сообщение или УКЭП не пройдут проверку, то сообщение перейдет:
- из раздела «Сообщения в работе»,
- в раздел «Отвергнутые сообщения».
Тогда необходимо повторно провести проверку документа, выявление его проблем, провести их исправление и отправить повторно.
Обязательны для скачивания и хранения сроком не менее 5 лет:
- ФЭС
- квитанция о принятии/неприятии ФЭС Росфинмониторингом.