22 мая 2023 года Банк России ответил на запрос, направленный в январе АРБ в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России с просьбой предоставить разъяснения по вопросу применения пункта 1.4-2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В связи с разночтениями между ФЗ-115 и нормой абзаца двадцать второго статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней – изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе:
- изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки,
- со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них,
- за исключением монет, прошедших эмиссию,
- и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации,
- либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней,
и по мнению ДФМиВК, норма пункта 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, определяющая изъятие из общего требования о проведении кредитными организациями идентификации клиентов:
- не распространяется на операции по покупке физическими лицами у кредитных организаций драгоценных металлов в виде слитков.
ТЕКСТ ЗАПРОСА АССОЦИАЦИИ
Исх.№ А23-02/5-24
от 25.01.202
Директору Департамента
финансового мониторинга и
валютного контроля
Банка России
Ясинскому И. В.
О применении п. 1.4-2 ст. 7
Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ
Уважаемый Илья Владимирович!
Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков – членов АРБ по вопросу применения пункта 1.4-2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Согласно внесенным Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменениям в пункт 1.4-2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ слова «ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней» были заменены на слова: «ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней понимаются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действие новой редакции пункта 1.4-2 статьи 7 Закон № 115-ФЗ не распространяется на инвестиционные монеты из драгоценных металлов, но установить, распространяется ли данная норма на слитки из драгоценных металлов, не представляется возможным.
В связи с этим возникает следующий вопрос: понимаются ли для целей верного толкования и применения пункта 1.4-2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ под «другими изделиями из драгоценных металлов» помимо иных соответствующих изделий слитки из драгоценных металлов (должны ли банки при указанной в пункте 1.4-2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ покупке слитков из драгоценных металлов осуществлять идентификацию соответствующих лиц?)?
В связи с изложенным, принимая во внимание важное практическое значение в оперативном разрешении проблемы правильного толкования и применения нормы пункта 1.4-2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», просим Вас, уважаемый Илья Владимирович, высказать позицию Банка России по вышеобозначенному вопросу.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения действующего законодательства.
С уважением,
Первый вице-Президент
Ю. И. Кормош
Исп.: Хабарова М. С., тел.: 8 (495) 691-81-21
ТЕКСТ ОТВЕТА БАНКА РОССИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Ассоциация российских банков
От 22.05.2023 № 12-4-2/3852
О применении нормы 1.4-2 статьи 7
Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ № 2732-У
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 25.01.2023 № А23-02/5-24 и сообщает, что Банк России не наделен полномочиями по толкованию норм федерального законодательства. Вместе с тем, Департамент считает возможным изложить свою позицию по поставленным в обращении вопросам, которая не является официальным толкованием Федеральных законов.
В соответствии с нормой абзаца двадцать второго статьи 1 Федерального закона № 41-ФЗ1 ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней – изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Принимая во внимание вышеприведенную норму Федерального закона № 41-ФЗ, представляется, что норма пункта 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ2, определяющая изъятие из общего требования о проведении кредитными организациями идентификации клиентов, не распространяется на операции по покупке физическими лицами у кредитных организаций драгоценных металлов в виде слитков.
Заместитель директора
Департамента финансового
мониторинга и валютного
контроля
Е.В. Шакина
1 Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
2 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».