20 апреля 2023 года Росфинмониторинг опубликовал Отчет о СОР ОД/ФТ для операторов по приему платежей.
В отчете приводятся основные угрозы и уязвимости в секторе операторов по приему платежей. Росфинмониторинг отмечает, что данные оценки будут учтены при формировании подходов к риск-ориентированному надзору в целях снижения уровня рисков сектора.
Операторам по приему платежей рекомендуется рассматривать данный Отчет в совокупности с другими методическими материалами, описывающие соответствующие для сектора риски ОД/ФТ.
Кроме того, рекомендуется регулярно обновлять свои знания об актуальных способах отмывания доходов и совершениях предикатных преступлений, затрагивающих их секторы, в целях минимизации возможных негативных последствий.
Спектр оказываемых операторами по приему платежей услуг широкий и включает в себя прием платежей за:
- жилищно-коммунальные услуги,
- услуги связи,
- пассажирские перевозки,
- культурно-массовые мероприятия,
- туристический бизнес,
- и иное (в рамках законодательного поля).
Большинство операторов по приему платежей осуществляют деятельность как коммерческие организации с различной организационно-правовой формой собственности:
- общество с ограниченной ответственностью,
- акционерное общества,
- муниципальное унитарное предприятие.
Достаточно распространено создание аффилированных расчетных центров – операторов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги при управляющих компаниях и ресурсоснабжающих организациях, что прежде всего объяснимо контролем «материнских» компаний за поступлением платежей от населения, проживающих в жилых домах, находящихся в их домоуправлении, на ресурсоснабжении, а также более низкими рисками потери денежных средств (например, вследствие ареста банковских счетов за долги).
Сектор однороден по специфике деятельности, при этом различен по масштабам бизнеса (в зависимости от количества заключенных договоров с поставщиками товаров (работ, услуг) и числа обслуживаемых физических лиц, а также от региона).
Сегментировать субъектов сектора можно на 3 группы в зависимости от того, в чью пользу они принимают денежные средства:
- операторы, принимающие денежные средства от физических лиц в виде платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
- операторы, принимающие денежные средства в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- операторы, получающие денежные средства плательщика за реализуемые поставщиком (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) за товары (работы, услуги).
К первой группе субъектов сектора относятся:
- расчетные, расчетно-кассовые центры, принимающие плату за услуги ЖКХ,
ко второй группе:
- многофункциональные центры,
к третьей группе:
- владельцы терминальных сетей, принимающие средства в оплату услуг, предоставляемых мобильными операторами, интернет-магазинами и пр.
Существующая в последние годы тенденция развития инновационных платежных технологий, в том числе применение бесконтактных платежных карт, мобильных устройств, а также технологических и иных решений, приводит к росту безналичных платежей.
Как следствие, внесение наличных платежей используется определенным сегментом граждан, а также в ограниченной сфере услуг.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ПОД/ФТ) контроль за исполнением законодательства о ПОД/ФТ операторов по приему платежей возложен на Росфинмониторинг.
Важной составляющей является, что согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге.
Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ. Данный подход применяется для того, чтобы меры надзорного реагирования соответствовали выявленным рискам.
В целях реализации дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий субъекты сектора подразделяются на 4 группы (в зависимости от уровня риска):
- в отношении группы с низким уровнем риска проводится текущий мониторинг,
- с умеренным уровнем риска — профилактические мероприятия,
- с повышенным уровнем риска — адресное взаимодействие, корректирующие меры (в форме направления письма руководству, дистанционные формы обучения и др.),
- с высоким уровнем риска — документарные и выездные проверки, а также направляются материалы в правоохранительные структуры.
Текст оценки:
отчет о сор операторов по приему платежей
Напоминаем также, что Банк России принял решение с 1 мая 2023 года снизить максимальный размер комиссий банков для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и принимающих платежи через систему быстрых платежей, с 0,4 до 0,2% от суммы платежа. Об этом говорится в сообщении ЦБ. Там также отметили, что для самих граждан платежи за любые товары и услуги через СБП, в том числе ЖКУ, по-прежнему остаются бесплатными.



