12 августа 2022 года начальник Юридического управления Росфинмониторинга, доктор юридических наук Ольга Николаевна Тисен рассказала сотрудникам Службы о пределах допустимого в интернете.
Благодаря интернету мы получили доступ к большому объему информации, среди которой находятся фейки, которые могут завести в заблуждение совершенно разных людей.
Распространение в СМИ или Интернете сведений, даже косвенно создающих угрозу нанесения ущерба национальным интересам, влечет ответственность.
На лекции, проводимой в рамках «Дня знаний» Росфинмониторинга, слушатели обсудили где грань между дозволенным и запрещённым, и за какие посты может наступить уголовная ответственность по действующему законодательству.
Ольга Николаевна обратила внимание участников на то, что при комментировании новостей и освещении событий, необходимо использовать исключительно достоверную информацию, которая размещена в официальных источниках т.к. распространение ложной информации наказуемо: «Прежде всего нельзя делать репосты и выставлять в комментариях любой выдуманный контент. Любой общественно значимый фейк может повлечь за собой определенные последствия. Поэтому необходимо иметь ввиду то, что принимается во внимание при установлении причастности совершения таких деяний».
Лектор подробно рассказала какие существуют нормы ответственности за высказывания в публичной плоскости, что влечет за собой дискредитация, а также какие существуют практики привлечения к административной и уголовной ответственности за открытые заявления в интернете.
Также в Росфинмониторинге прокомментировали информацию о том, что рынок онлайн-рекламы якобы может использоваться для отмывания денежных средств. Важно, что скоро вступит в силу положения о создании Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), работа по которому велась больше года. 1 сентября в России вступят в силу поправки к Закону «О рекламе», после чего данные обо всех рекламных размещениях в Рунете начнут собираться в единую систему.
Как сообщали собеседники «РГ» на рынке диджитал-рекламы, существует определенная непрозрачность, когда рекламодатель не может отследить, как и на что расходуются его денежные средства другими участниками цепочки по созданию и размещению рекламы. В этой ситуации существует риск, что часть денег может выводиться под прикрытием фиктивных показов рекламы.
«Оплата рекламных услуг, как и консультативных, и маркетинговых, зачастую выступает мнимым основанием переводов денежных средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, ввиду сложности оценки реальности проведенной сделки. Использование возможно для отмывания назначения «за рекламу» по аналогии с предметами искусства, антиквариата, которые не имеют точной стоимости, а используется некая «экспертная оценка», так же сложно оценить стоимость «услуг» блогеров», — сообщили в Росфинмониторинге.
В связи с этим при выявлении признаков, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, Росфинмониторинг концентрирует свое внимание в том числе и на основании денежных переводов.
Вместе с тем, отметили в ведомстве, дать оценку общему объему использования рекламных услуг, в частности интернет-рекламы, в качестве прикрытия сомнительных операций, осуществленных в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, не представляется возможным.
Как ожидается, появление ЕРИР позволит:
- обелить рынок,
- избавиться от различных серых схем,
- исключить использование диджитальной рекламы в качестве способа отмыва денег,
- сделать рынок более регулируемым.
Власти рассчитывают, что в результате рынок станет прозрачнее для клиента:
- рекламодатель сможет увидеть путь рекламного бюджета, всех посредников и договоры между ними;
- налоговой службе станет проще контролировать интернет-рекламу,
- контролирующие органы смогут эффективнее бороться с мошенниками и пресекать распространение противозаконной информации через рекламные сети.
Что касается возможных санкций по отношению к нарушителям, то часть 4 статьи № 38-ФЗ «О рекламе» предусматривает, что нарушение закона рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями влечет ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП:
- для граждан — штраф от 2000 до 2500 рублей,
- для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей, для юрлиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Профильные ассоциации, такие как Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), выступали с инициативой отсрочить начало работы ЕРИР «в связи с текущим сложным периодом» и «высокой неопределенностью относительно существования самого рынка».
По мнению представителя Роскомнадзора, в адрес которого было направлено одно из писем, «появление ЕРИР создаст преференции участникам рынка в долгосрочной перспективе». А в минцифры напомнили, что сроки начала работы ЕРИР прописаны в федеральном законе.
Ожидается, что введение в строй Единого реестра интернет-рекламы будет содержать переходный период, который начнется 1 сентября и завершится к 1 ноября. К этому сроку участники рынка должны будут отчитаться по рекламным размещениям, состоявшимся в октябре 2022 года.
Ну а 15 августа РФМ заявил о внесении изменений в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В разделе сайта «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» размещен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму от 15.08.2022.
Источник: РФМ, РКН, РГ