С 1 октября 2025 года операторы по приему платежей в части требований ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ должны руководствоваться подзаконными нормативными актами Банка России.
Ранее действующие регламенты Росфинмониторинга по прямому регулированию операторов теряют силу, но в целом определение общей политики в сфере ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ в России регулируется Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Как мы писали ранее для операторов теперь действует:
- Положение Банка России № 444-П, по которому анкетные формы по идентификации необходимо переработать (раньше порядок устанавливался Приказом Росфинмониторинга № 74),
- Указание Банка России № 3471-У, регулирует порядок подготовки сотрудников (раньше приказ Росфинмониторинга №203),
- Положение Банка России № 445-П, ПВК разрабатываются на его основании (раньше Постановление Правительства № 1157).
Также 1 октября 2025 года вступили в силу новые нормативные акты, которые корректируют регулирование деятельности операторов по приему платежей.
Они уточняют требования законодательства о ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ:
- Федеральный закон от 10.07.2023 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вносит изменения в 115-ФЗ, вводит дополнительные требования к деловой репутации СДЛ (специального должностного лица) оператора по приему платежей, и другое);
- Указание Банка России от 24.06.2025 N 7093-У «О порядке применения Банком России к операторам по приему платежей мер в виде требования об устранении выявленных нарушений и (или) в виде штрафа» (определяет регламент применения санкций к операторам платежей);
- Постановление Правительства РФ от 12.06.2024 № 790 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 58» (отменяет обязанность операторов становиться на учет в Росфинмониторинге);
- Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 14.06.2024 № 137 «О внесении изменений в Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18″ (Зарегистрирован 29.07.2024 № 78940) (исключает операторов из сферы действия приказа № 18 и ликвидирует признаки необычных операций группы 41).
А с 1 января 2026 года должно будет вступить в силу Указание Банка России «О форме, порядке составления, сроках и порядке представления в Банк России отчетности операторов по приему платежей, о порядке сообщения Банку России информации о лицах, которым оператором по приему платежей поручено проведение идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах».
Помимо этого ожидается принятие законопроекта по применению патентной системы налогообложения (ПСН) в отношении услуг банковских платежных агентов и субагентов по приему и выдаче наличных денежных средств физическим лицам, но он еще в работе.




