24 июня 2025 года Банк России опубликовал ряд ответов на вопросы банка в отношении других субъектов 115-ФЗ.
Банки просят дать разъяснения по вопросам применения Федерального закона № 115-ФЗ в редакции Федерального закона № 88-ФЗ.
- Вопросы и ответ СФМиВК от 11.06.2025 № 43-7-2/13724.
Вопрос 1. Правильно ли Банк понимает, что обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 88-ФЗ) подлежит любая операция (в сумме равной или превышающей установленный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ лимит) клиента юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий независимо от содержания такой операции?
Вопрос 4. Банк просит разъяснить, какими критериями следует руководствоваться кредитной организации при определении организаций и индивидуальных предпринимателей, операции по счетам которых будут подпадать под обязательный контроль в соответствии с абзацем 6 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 88-ФЗ)?
Правильно ли выявлять такого клиента на основании наличия кодов ОКВЭД, связанных с куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, указанных в качестве основных?
Будут ли подлежать обязательному контролю соответствии с абзацем 6 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 88-ФЗ) операции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- у которых коды ОКВЭД, связанные с куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, указаны в качестве дополнительных;
- у которых имеются коды ОКВЭД, связанные с куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, но фактически клиент не осуществляет деятельность по таким ОКВЭД;
- у которых не имеются коды ОКВЭД, связанные с куплей-продажей лома драгоценных металлов, но осуществляющих на периодической основе реализацию отходов и лома драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства;
- не имеющих кодов ОКВЭД, относящихся к группам кодов ОКВЭД, связанных с куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, но в деятельности которых, в связи с ее спецификой, могут иметь место операции по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий?
Например, если клиентом Банка является:
а) Кредитная организация (ОКВЭД 64.19 Денежное посредничество прочее), обладающая лицензией, выданной Центральным Банком Российской Федерации, предоставляющей право на осуществление банковских операций с драгоценными металлами;
б) Ломбард (ОКВЭД 64.92.6 Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества) осуществляет периодическую реализацию невостребованных физическими лицами изделий из драгоценных металлов, бывших в употреблении;
в) Производитель драгоценных металлов, ювелирных и прочих изделий из драгоценных металлов (ОКВЭД 24.41 Производство драгоценных металлов, 32.12.1 Производство изделий технического назначения из драгоценных металлов, 32.12.5 Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней; 32.12.3 Обработка алмазов);
г) Организация, осуществляющая ремонт ювелирных изделий (ОКВЭД 95.25.2 Ремонт ювелирных изделий);
д) Ресурсодобытчики и недропользователи (ОКВЭД 07.29.41 Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы));
е) Организации, осуществляющие переработку лома драгоценных металлов (ОКВЭД 38.32.2 Обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов);
ж) Организация, осуществляющая агентскую торговлю отходами и ломом, при наличии постановки на специальный учет в Федеральной пробирной палате (ОКВЭД 46.18.93 Деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле отходами, ломом и материалами для переработки)?
Ответ по вопросам 1 и 4:
Исходя из буквального прочтения норм пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ, вступающего в силу 20.08.2025, обязательный контроль за операциями клиентов связан с видом экономической деятельности и не зависит от экономической сути конкретной операции, совершаемой таким клиентом.
Методологию выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих критериям обязательного контроля, кредитные организации вправе определить самостоятельно в правилах внутреннего контроля. Вместе с тем представляется целесообразным для отнесения операций клиентов к подлежащим обязательному контролю по указанному выше основанию ориентироваться, в том числе на следующие факторы:
— данные о постановке клиента на учет в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота;
— сведения, полученные при идентификации клиента, например, сведения о предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента;
— имеющиеся в распоряжении кредитной организации сведения, раскрывающие экономическое содержание совершаемых клиентами расчетных операций;
— отраженные в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанные
с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов
и драгоценных камней.
Применительно к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 1 Федерального закона
№ 88-ФЗ, полагаем возможным отметить, что одной из целей установления обязательного контроля в отношении операций с драгоценными металлами являлось выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся кредитными организациями, которые не встали на специальный учет в Федеральной пробирной палате.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что операции с драгоценными металлами, совершаемые с участием кредитных организаций и подлежащие обязательному контролю, выделены в самостоятельные операции (подпункт в) пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ), норма подпункта б) пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ на клиентов кредитных организаций, являющихся кредитными организациями, не распространяется.
Вопрос 2. Будут ли подлежать обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 88-ФЗ) операции клиентов, обладающих статусом художника-ювелира на основании Федерального закона № 41-ФЗ3?
Ответ по вопросу 2:
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 1 Федерального закона
№ 88-ФЗ, обязательному контролю будет подлежать операция[1] по зачислению денежных средств на счет или списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий.
Формулировка приведенной нормы определяет субъектный состав лиц, операции которых подлежат обязательному контролю по указанному основанию – юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание определение понятия «художник-ювелир», установленное в статье 1 Федерального закона № 41-ФЗ[2], согласно которому художником-ювелиром является физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе самостоятельную творческую деятельность, изготавливающее ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и получившее статус художника-ювелира в порядке, установленном пунктом 6 статьи 10 Федерального закона № 41-ФЗ, по мнению Службы, операции по зачислению денежных средств на счет или списанию денежных средств со счета художника-ювелира не подлежат обязательному контролю в соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ.
Вопрос 3. Будут ли подлежать обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 88-ФЗ) операции клиентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по счетам в драгоценных металлах и обезличенным металлическим счетам независимо от характера осуществляемой деятельности?
Ответ по вопросу 3:
Определяющая критерии операции, подлежащей обязательному контролю, норма подпункта б) пункта 1 статьи 1 Федерального закона
№ 88-ФЗ не содержит изъятий относительно видов банковских счетов. Вместе с тем договоры банковского счета в драгоценных металлах предусматривают учет непосредственно драгоценных металлов, а не денежных средств (статьи 859.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), следовательно, операции по учету драгоценных металлов, осуществляемые по счетам, открытым на основании договора банковского счета в драгоценных металлах, не подлежат обязательному контролю по указанному выше основанию.
[1] Сумма которой равна или превышает 1 миллион рублей (эквивалент в иностранной валюте).
[2] Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Текст запроса:
Текст ответа:
- Вопросы и ответ СФМиВК от 11.06.2025 № 43-7-2/13723.
Вопрос 1. Верно ли Банк понимает, что обязательному контролю будут подлежать все операции, сумма которых составляет или превышает 1 миллион рублей (эквивалент в иностранной валюте), по счету юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий независимо от того, связаны они непосредственно с проведением сделок купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий или нет?
Вопрос 2. Подлежат ли обязательному контролю только операции, непосредственно совершаемые (исходя из назначения платежа платежного документа или имеющихся у Банка иных сведений) в рамках сделок куплипродажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий?
Ответ по вопросам 1 и 2:
Исходя из буквального прочтения нормы подпункта «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ, обязательный контроль за операциями клиентов связан с видом осуществляемой ими деятельности и не зависит от экономической сути конкретной операции, совершаемой такими клиентами.
Таким образом, обязательному контролю по указанному основанию, по мнению Службы, будут подлежать все операции по банковским счетам (вкладам) вышеуказанных клиентов, совершаемые на сумму равную или превышающую 1 миллион рублей либо её эквивалент в иностранной валюте.
При этом, учитывая, что одной из целей установления обязательного контроля в отношении операций с драгоценными металлами являлось выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся кредитными организациями, которые не встали на специальный учет в Федеральной пробирной палате, и принимая во внимание, что операции с драгоценными металлами, совершаемые с участием кредитных организаций и подлежащие обязательному контролю, выделены в самостоятельные операции (подпункт «в» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ), рассматриваемая норма на клиентов кредитных организаций, являющихся кредитными организациями, не распространяется.
Вопрос 3. В случае положительного ответа на вопрос 1, просим разъяснить, по каким критериям Банку следует определять клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, операции которых подлежат обязательному контролю? Следует ли для выявления таких клиентов использовать зарегистрированные в установленном законом порядке виды деятельности (коды ОКВЭД2)? Следует ли использовать только основной код ОКВЭД2, или все зарегистрированные, которые указывают на возможность 1Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2Федеральный закон от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий? Следует ли использовать для выявления таких клиентов исключительно информацию о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в государственной системе ГИИС ДМДК?
Вопрос 4. Необходимо ли Банку ежедневно проверять по всем клиентам, операции которых совершены на сумму 1 миллион рублей и более, наличие у них соответствующего ОКВЭД2?
Ответ по вопросам 3 и 4:
Методологию выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих критериям обязательного контроля, кредитные организации вправе определить самостоятельно в правилах внутреннего контроля. Вместе с тем представляется целесообразным для отнесения операций клиентов к подлежащим обязательному контролю в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 88-ФЗ ориентироваться, в том числе на следующие факторы:
— данные о постановке клиента на учет в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота;
— сведения, полученные при идентификации клиента, например, сведения о предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента;
— имеющиеся в распоряжении кредитной организации сведения, раскрывающие экономическое содержание совершаемых клиентами расчетных операций;
— отраженные в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанные с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней.
[1] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
[2] Федеральный закон от 21.04.2025 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Текст запроса:
Текст ответа: