10 марта 2025 года ФАТФ опубликовала пятый раунд взаимной оценки для Боснии и Герцеговины и второй раунд Сан-Томе и Принсипи.
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
Страна добилась прогресса в законодательной и нормативной сфере, однако остаются существенные недостатки в реализации механизмов контроля.
Основные выводы:
- страна хорошо понимает риски отмывания денег, но ее оценка рисков финансирования терроризма остается ограниченной,
- сотрудничество между ведомствами недостаточно эффективно, особенно в части обмена финансовой разведкой и инициирования расследований,
- судебные дела по отмыванию денег задерживаются, а санкции за несоблюдение требований считаются недостаточно строгими,
- некоммерческий сектор недостаточно защищен от потенциального финансирования терроризма,
- в стране широко используется наличность, а доля теневой экономики составляет до 35% ВВП.
Авторы отчета рекомендуют усилить контроль за финансированием терроризма, улучшить национальную координацию, а также внедрить более жесткие механизмы замораживания и конфискации активов.
Текст отчета:
MONEYVAL-MER-Bosnia and Herzegovina.pdf.coredownload.inline.pdf
САН-ТОМЕ и ПРИНСИПИ
Выявлены серьезные недостатки в понимании и управлении рисками финансовых преступлений в стране, низкую эффективность надзора за финансовым сектором и слабую координацию между государственными органами.
Основные выводы:
- низкое понимание рисков: Юрисдикция еще не завершила свою национальную оценку рисков, что ограничивает способность властей разрабатывать эффективные меры противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. В частности, не проанализированы риски, связанные с НКО, сектором недвижимости и юридическими лицами,
- финансовая разведка работает неэффективно: Прокуратура является единственным получателем финансовой разведывательной информации, что ограничивает доступ других правоохранительных органов к данным о подозрительных транзакциях. Отсутствует стратегический анализализ финансовых потоков, что мешает выявлению новых угроз,
- отсутствие активных расследований: Органы правопорядка не проводят параллельные финансовые расследования по ключевым предикатным преступлениям (коррупция, уклонение от налогов, наркотрафик). Страна зарегистрировала лишь одно осуждение за отмывание денег, что несоразмерно уровню рисков,
- недостаточные меры по замораживанию активов: Хотя у юрисдикции есть правовая база для конфискации преступных доходов, власти редко применяют эти меры. Например, государство не ведет учет замороженных активов террористических организаций, несмотря на международные обязательства,
- слабая защита от финансирования терроризма: В стране отсутствуют механизмы для оперативного замораживания активов подозреваемых в финансировании терроризма согласно резолюциям ООН (UNSCR 1267 и 1373). Также не проводятся оценки уязвимости НКО к использованию их в террористических схемах,
- преобладание наличных расчетов: На Сан-Томе и Принсипи 73% всех коммерческих сделок осуществляется наличными, что усложняет мониторинг подозрительных финансовых операций и увеличивает риски отмывания денег,
- низкий уровень международного сотрудничества: Юрисдикция редко запрашивает или предоставляет международную правовую помощь по делам, связанным с ОД/ФТ, а также имеет низкую скорость обработки поступающих запросов.
ФАТФ рекомендует властям:
- улучшить координацию между государственными органами,
- завершить национальную оценку рисков,
- разработать стратегии борьбы с финансовыми преступлениями.
Необходимо обеспечить строгий надзор за банками, обменными пунктами и сектором недвижимости, а также создать эффективную систему контроля за подозрительными транзакциями и замораживания активов.
Текст отчета: