17 февраля 2025 года Банк России опубликовал портрет пострадавшего от кибермошенников в 2024 году.
В 2024 году с разными видами кибермошенничества сталкивались 34% граждан, принявших участие в опросе Банка России.
При этом 9% из тех, кто контактировал со злоумышленниками, лишились денег.
На основе этих и других данных регулятор составил портрет жертвы кибермошенников.
Как и годом ранее, в 2024 году чаще всего на уловки злоумышленников попадались женщины в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием.
Как правило, это городские жительницы, которым следует внимательнее относиться к соблюдению правил киберзащиты:
- использовать надежный пароль,
- не сообщать посторонним данные банковской карты или коды из СМС-сообщений.
В прошлом году среди пострадавших незначительно выросла доля пожилых людей.
Телефонное и СМС-мошенничество, а также мошенничество с помощью мессенджеров по-прежнему преобладают. Среди наиболее популярных методов обмана также получение доступа к аккаунтам людей на Госуслугах. Примечательно, что пострадавшие обычно переходят по ссылке, которую присылают злоумышленники, а также добровольно переводят им деньги.
Большая часть пострадавших респондентов отметили, что их потери из-за действий мошенников не превысили 20 тыс. рублей.
Однако возросла доля крупных переводов: от 100 до 500 тыс. рублей.
Большинство опрошенных (более 70%) после общения со злоумышленниками лишились собственных сбережений, а 15% пострадавших отдали им кредитные деньги.
Обманутые стали чаще заявлять о хищениях: 42,8% обращались в свой банк, 30% — в полицию.
Кто чаще всего попадается на уловки мошенников
Стать жертвой кибермошенников может любой человек. Тем не менее наибольший интерес для них представляют граждане, которые проявляют высокую экономическую активность и часто пользуются банковскими сервисами – люди в возрасте от 25 до 64 лет. Среди пострадавших наблюдается рост числа граждан старше 65 лет.
В 2024 году жертвами мошенников чаще всего становились работающие женщины со средним уровнем дохода и средним образованием, которые проживают в городе и имеют постоянную занятость.
Если в 2023 году среди пострадавших доля женщин была существенно (на 11 п.п.) выше доли мужчин, то в 2024 году этот разрыв сократился (на 5,2 п.п.). Активность мошенников против жителей сельских территорий незначительно выросла.
Уровень образования и достатка
Как мошенники пытались получить доступ к деньгам*
Телефонное и СМС-мошенничество до сих пор преобладает, хотя за год доля этого канала обмана сократилась (на 8,4 п.п.). Впервые в пятерке популярных у кибермошенников приемов — получение доступа к аккаунтам людей на Госуслугах.
На остальные каналы мошенничества (фишинговые ресурсы, поддельные QR-коды и прочие) пришлось 13,7%.
* Учитывались ответы не только пострадавших, но и контактировавших с мошенниками.
Какие действия совершали пострадавшие под влиянием мошенников
Произошел рост числа людей (+3,2 п.п.), которые совершили какое-либо действие под влиянием мошенников.
Следует отметить, что 84,4% респондентов при взаимодействии со злоумышленниками не поддавались на их уловки и не совершали никаких действий.
Сколько денег теряют
Растет доля хищения сумм свыше 20 тыс. рублей.
В 2024 году респондентам впервые было предложено уточнить, были ли похищенные деньги собственными или кредитными.
Куда обращаются пострадавшие*
Сократилось количество граждан, которые в результате обмана никуда не обращались для защиты своих прав. Среди них в основном пострадавшие, сумма ущерба которых менее 20 тыс. рублей.
* Предлагался множественный выбор ответов.
Банк вернул пострадавшему клиенту похищенные деньги
По действующему с июля 2024 года закону банк обязан возместить клиенту похищенные деньги, если не приостановил на 2 дня перевод на подозрительный счет из базы данных Банка России.
Подавляющее большинство граждан, находясь под влиянием мошенников, сами переводят им деньги или сообщают банковские данные.