Британец Чарльз Делингпоул основал первый стартап – The Student Room – в 16 лет. Сейчас это крупнейший в Великобритании студенческий интернет-форум. После этого Делингпоул затеял следующий стартап, специализирующийся на факторинге, – MarketInvoice (сейчас – MarketFinance). Раскручивая MarketInvoice, он изрядно помучился с комплаенсом. Порой ему казалось, что он вот-вот сядет за пособничество отмыванию денег, жаловался Делингпоул. Он начал писать алгоритмы, которые облегчили бы поиск подозрительных транзакций, и так появилась на свет ComplyAdvantage – глобальная компания со штаб-квартирой в Лондоне, которая противодействует отмыванию денег и мошенничеству в киберпространстве. Сейчас Делингпоул занимается только ComplyAdvantage, которая в 2020 г. вошла в рейтинг 100 пионеров технологий (Technology Pioneers) по версии Всемирного экономического форума.
Ежегодно через мировую финансовую систему отмывается около $2 трлн, но выявляется только 1–3% из них, пишет TechCrunch. А по оценке Business Insider, речь и вовсе идет о $3 трлн. Пытаясь бороться с этим явлением, регуляторы накладывают на финансовые институты все новые обязательства. Расходы банков на персонал, нанимаемый для борьбы с отмыванием денег, в США за последнее десятилетие выросли в 10 раз. Что, впрочем, не позволяет избегать ошибок и многомиллионных штрафов за плохой контроль в этой сфере. Рекордным считается штраф в $1,9 млрд, который пришлось выплатить крупнейшему британскому банку HSBC в 2012 г. по досудебному соглашению с властями США.
Не меньшую угрозу представляют мошенники. Пандемия привела к всплеску преступности, рассказывал Делингпоул интернет-изданию FinTec Buzz. Например, его компания обнаружила немало желающих получить обманным путем помощь из бюджета Германии, так как программы поддержки граждан и бизнеса, пострадавших от карантина, создавались в спешке и предоставляли немало возможностей для мошенничества.
Проблему усугубляют глобализация и развитие компьютерных технологий, позволяющих совершать преступления в одной стране, физически находясь совсем в другом государстве. «Мы существуем, потому что глобализация обостряет проблему доверия в бизнесе, – рассказывал Делингпоул британской газете City A.M. – Многие предприятия становятся сверхосторожными и консервативными, упуская тем самым коммерческие возможности, а в некоторых случаях и вовсе отказываясь от работы с целыми странами и отраслями». Речь, в частности, идет о риске провести, не заметив этого, операцию с участием находящейся под санкциями компании.
Стартап Делингпоула
ComplyAdvantage собирает информацию о подозрительных клиентах из множества баз данных – от правительственных организаций до финансовых компаний. Всего у компании, как она уверяет, 20 000 источников. Сверяя данные клиентов и информацию о транзакциях с этими списками, ее ПО выявляет подозрительные операции. «Мы хотим собрать информацию о каждой компании и каждом человеке. Думаю, правильная цифра [для базы данных о физлицах-клиентах] – 8 млрд записей, – говорил Делингпоул в интервью TechCrunch, явно имея в виду все население земного шара. – С такой базой данных мы сможем раскрывать многие виды преступлений». Пока, по данным на сайте ComplyAdvantage, она располагает информацией о 2 млрд человек.
Сейчас у ComplyAdvantage более 700 клиентов в 75 странах и ряд партнеров, которые получили доступ к ее базе данных, чтобы использовать их в собственных продуктах. «Наша цель – искоренить финансовые преступления и остановить финансирование терроризма», – амбициозно заявил Делингпоул Business Insider.
Необычная карьера
Делингпоул родился в 1983 г. в Бирмингеме (Великобритания) в семье предпринимателя. Но когда ему было шесть лет, отцовская компания по производству крепежных деталей обанкротилась. «Отец потерял все как раз в тот год, когда я пошел в школу-интернат, – рассказывал Делингпоул газете The Times. – Это придало нам [его детям] огромное желание добиться успеха». Его старший брат Джеймс – известный британский журналист и писатель. А Чарльз выбрал путь бизнесмена.
В разгар интернет-бума в конце 1990-х гг. Делингпоул, будучи еще подростком, создал множество сайтов для школьников и студентов. На одних были собраны образцы сочинений, на других – учебная литература, третьи представляли собой форумы для учащихся. В 1999 г. он решил объединить разрозненные ресурсы на одной площадке – The Student Room. Пару лет проект был ни жив ни мертв, вспоминал Делингпоул, а потом вокруг него сформировалось наконец-то сообщество учащихся и он рванул вверх. Сейчас The Student Room – крупнейшая британская онлайн-площадка для учащихся. Каждый месяц на ней 10 млн молодых людей публикуют более 240 000 постов на самые разные темы – от вопросов учебы и материалов для подготовки к экзаменам до секретов поиска жилья и обсуждения проблем личных отношений.
Делингпоул в 2005 г. закончил Тринити-колледж Кембриджа, а через год – Лондонскую школу экономики. The Student Room к тому времени, по свидетельству основателя, приносила выручку в 750 000 фунтов в год, а под его началом было 10 сотрудников. «Наш сайт был запущен до Facebook. Но когда [основанный в 2004 г.] Facebook уже выигрывал Олимпийские игры, мы все еще участвовали в конкурсах с яйцами, которые нужно носить в зажатых в зубах ложках», – рассказывал Делингпоул интернет-изданию NS Business. Получив диплом, он принял непростое решение: продал The Student Room «за смешные деньги», оставив себе место в совете директоров и небольшую долю в компании. Сейчас, по его сведениям, выручка The Student Room – около 8 млн фунтов в год.
Сам Делингпоул в 2006 г. устроился работать в банк JPMorgan, где специализировался на поглощениях в области IT, СМИ и телекома. «То, что я сделал – начал карьеру как предприниматель, а потом перешел в штат банка, – редкость, – говорил он NS Business. – Но я понял, что не умею управлять бизнесом». Работа в JPMorgan оказалась нелегким испытанием: «Я трудился каждый день до 3 часов ночи, спал четыре часа и по выходным тоже работал». Но через три года Делингпоул констатировал, что получил достаточно знаний и готов снова заняться собственным делом.
Трудный комплаенс
Делингпоул начал искать какой-нибудь бизнес для покупки. Ничего привлекательного не нашлось. Так что, объединившись с двумя знакомыми, в 2010 г. он основал с нуля компанию MarketInvoice. «После финансового кризиса ставки по кредитам были очень высоки, и все равно банки часто отказывались кредитовать малый и средний бизнес (МСБ). Мы подумали, что это большой рынок, который можно сделать эффективным», – говорил Делингпоул NS Business. MarketInvoice была задумана как онлайн-платформа, программное обеспечение которой упрощало факторинг для МСБ. К тому же она сама могла выступать фактором. За первые девять месяцев работы стартап одолжил компаниям 1 млн фунтов, но получил за свои услуги менее 30 000 фунтов вознаграждения.
Потом дело пошло живее. В 2011 г. с MarketInvoice стал сотрудничать британский государственный банк развития British Business Bank, а затем потянулись и другие банки. Например, Barclays стал перенаправлять все поступающие им заявки на факторинг через MarketInvoice. К настоящему моменту компания предоставила МСБ более 2 млрд фунтов, а ее штат вырос до сотни с лишним человек.
Благодаря этому бизнесу Делингпоулу и пришла в голову идея ComplyAdvantage. Поначалу он писал для MarketInvoice программное обеспечение, но по мере роста бизнеса у него появлялись все новые и новые обязанности. Одной из них было следить, чтобы стартап не оказался замешанным в отмывании денег. Тут-то Делингпоул и прочувствовал, насколько это трудоемкое и сложное дело. «Мало того что на нас давили инвесторы, чтобы мы быстрее развивали бизнес, – так еще в глубине души я начал опасаться, что в конце концов сяду в тюрьму за пособничество в отмывании преступных доходов через наш сайт», – вспоминал он на страницах The Times. В один из свободных выходных Делингпоул засел за компьютер и стал создавать себе в помощь алгоритм, который помог бы ему пробиться через огромные массивы данных о пользователях платформы и выявить подозрительные операции. Так возник прототип ПО, которое легло в основу ComplyAdvantage.
В 2014 г. Делингпоул решил покинуть MarketInvoice, чтобы заняться развитием нового стартапа. Это было нелегким решением. MarketInvoice активно развивалась, в компании к тому времени работало уже 60 человек и ежемесячно обрабатывалось операций на сумму около 40 млн фунтов. Кстати, именно в 2014 г. Делингпоул вошел в лидерский список Business Insider 35 британских финтех-предпринимателей моложе 35 лет.
Теперь Делингпоул вложил 250 000 фунтов из собственных средств и запустил ComplyAdvantage – в гараже, переоборудованном под офис для шести сотрудников. Первым его клиентом стал платежный сервис Choice International из Лондона, через который экспаты отправляли денежные переводы родным в Сомали, Афганистан и Пакистан. Руководство сервиса опасалось обвинений, что получатели этих денег на самом деле члены террористических группировок. Делингпоул с гордостью говорил The Times, что для многих конкурентов Choice International эти опасения воплотились в реальность и им пришлось закрыться – а клиент ComplyAdvantage, благодаря ее помощи, работает до сих пор.
Раунд финансирования серии А на $8,2 млн ComplyAdvantage закрыла через два года после основания, в 2016 г. Как уверял Делингпоул в интервью для сайта британской венчурной компании Balderton Capital, ему не так нужны были деньги, как именитые инвесторы: «Наличие среди ваших инвесторов известной венчурной фирмы очень важно для привлечения клиентов, поскольку это повышает доверие к вам <…> К тому же разные стартапы часто терпят неудачу по одним и тем же причинам. Вам нужен в совете директоров человек с опытом, который поможет избежать ошибок».
Следующий раунд финансирования серии В на $30 млн был закрыт в январе 2019 г. На этот раз деньги потребовались для международной экспансии: за месяц до этого компания открыла офис в Сингапуре, чтобы обеспечить круглосуточное обслуживание клиентов по всему миру. Всего у ComplyAdvantage четыре офиса: кроме штаб-квартиры в Лондоне еще в Нью-Йорке, чтобы было удобнее завоевывать огромный американский рынок, и в румынском городе Клуж-Напока – ради дешевой местной рабочей силы.
Всего ComplyAdvantage привлекла $107 млн финансирования и оценивается в $640 млн. Компания работает по модели подписки и, как говорил Делингпоул The Times, приносит выручку в $40 млн в год. Бизнес уже мог бы показывать чистую прибыль, но пока вся она уходит на экспансию. А в жизни Делингпоула тем временем появилось еще одно важное дело. 10 лет назад он встретил женщину, с которой решил связать жизнь. Началось знакомство с конфуза. Девушка носила искусственную имитацию лисьего меха – она была противницей жестокого обращения с животными. А Делингпоул решил начать знакомство с шутки: «Простите, вы эту лису сами убили?» Это не помешало завязаться роману. В ноябре прошлого года они с Делингпоулом поженились и провели медовый месяц в Париже. В марте у них должна родиться дочь.
Софья Корепанова
Источник: Ведомости