Банк России сообщил в новом обзоре финансовой стабильности, что объем вовлеченности банковского сектора в проведение высокорисковых операций между физлицами снизился в 2024 году в 2,8 раза к среднемесячным значениям 2023 года.
Это стало результатом проводимой ЦБ совместно с кредитными организациями работы и напрямую способствует снижению оборота криптовалют, связанного с нелегальной деятельностью.
Приоритетным направлением финансового мониторинга в банковском секторе ЦБ называет:
- противодействие подставным физлицам, на которых оформляются платежные карты/счета (дропам),
- высокорисковым p2p-операциям по их счетам.
ЦБ РФ отметил в обзоре, что постоянно взаимодействует с банками в этой сфере, в том числе оказывает им методологическую помощь.
По мнению Банка России основным каналом приобретения криптовалют у россиян являются:
- анонимные криптообменники,
- p2p-разделы криптобирж, где для расчетов с гражданами обычно используются именно счета дропов.
По мнению руководителя практики «цифровая экономика» юридической компании GMT Legal Дениса Полякова снижение числа высокорисковых операций связано во-первых совершенствованием антифрод-систем банков.
Во вторых, с усилением контроля за переводами средств между физлицами и участившимися блокировками по антиотмывочному 115-ФЗ даже среди тех банков, которые до 2024 года относительно лояльно относились к таким операциям.
Хотя старший аналитик агрегатора онлайн-обменников Bestchange.ru Никита Зуборев отмечает, что проблема использования криптовалют в незаконной деятельности переоценена, поскольку за счет прозрачности блокчейна и саморегулирования со стороны крупных участников рынка использование виртуальных валют становится все менее выгодным для преступников.
Филипп Габуния, зампред Банка России, отметил: «В II–III кварталах у некредитных финансовых организаций также отмечалось снижение доходности. При этом они остаются устойчивыми. Страховщики увеличили вложения в краткосрочные депозиты, а НПФ сократили подлежащий переоценке торговый портфель и увеличили операции обратного репо. В целом крупнейшие нефинансовые компании сохраняют запас финансовой устойчивости и умеренный уровень долговой нагрузки.»
Текст документа: