25 ноября 2024 года Банк России сообщил, что планирует не продлевать отдельные меры поддержки, заканчивающие действие в 2024 году, так как они выполнили свою антикризисную роль.
Банк России продолжит встраивать в регулирование те решения, которые учитывают уроки кризиса и национальную специфику банковского сектора.
Меры, которые планируется не продлевать:
- Возможность применять при расчете нормативов концентрации1 в отношении заемщиков под санкциями льготный риск-вес (50%) и не объединять их в группу связанных заемщиков2. Мера действует с 2018 года и позволила банкам, готовым работать с заемщиками под санкциями, несмотря на риск вторичных санкций, кредитовать их. К настоящему времени ситуация изменилась. Наличие у заемщика санкционного статуса уже не оказывает существенного влияния на принятие банками решения о финансировании.
Для адаптации к отмене указанной льготы с 01.01.2025 планируется разрешить банкам:
- не рассчитывать нормативы Н6, Н7 и Н25 в отношении дочерних консолидируемых лизинговых и факторинговых организаций при выполнении ими требований к прозрачности финансирования и оценке рисков конечных заемщиков;
- для нормативов концентрации считать риск по обеспеченной части кредитного требования не на заемщика, а на гаранта либо поручителя, если риск-вес по такому обеспечению ниже или равен риск-весу кредитов, выданных самому заемщику;
- не считать риск концентрации по требованиям в рублях, если есть гарантия (поручительство) ВЭБ.РФ3, АО «ДОМ.РФ»4, при этом в расчет нормативов концентрации банки продолжат включать прямые требования к ВЭБ.РФ, АО «ДОМ.РФ».
- Возможность не ухудшать оценку ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера (УОКХ), если финансовое положение, качество обслуживания долга, качество обеспечения заемщиков (контрагентов) — юридических лиц, в отношении которых введены санкции, ухудшилось из-за введенных санкций. Мера вводилась в 2018 году, чтобы облегчить рефинансирование внешнего долга санкционных заемщиков, и позволила им адаптироваться к изменившимся условиям. Ее отмена не окажет большого влияния на обязательные нормативы кредитных организаций (КО).
- Возможность для КО включать в капитал замещающие субординированные облигации, выпущенные до 31.12.2024 взамен аналогичных субординированных еврооблигаций5. Мера действовала более года, и те КО, которым это требовалось, обменяли свои субординированные еврооблигации на локальные выпуски без негативного влияния на капитал и нормативы достаточности капитала.
- Возможность использовать зафиксированные на 01.02.2022 рейтинги кредитоспособности международных кредитных рейтинговых агентств (КРА) для расчета показателя краткосрочной ликвидности и, соответственно, норматива краткосрочной ликвидности6, поскольку в порядке их расчета предусмотрена7 возможность использования рейтингов национальных КРА.
Меры, которые планируется8 временно продлить, в том числе с модификацией:
- По 31.12.2025 — право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию9, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
- По 31.12.2025 — обязанность КО10 раскрывать финансовую отчетность с изъятиями в части чувствительных к санкционному риску данных. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности банков. Одновременно для повышения прозрачности рынка капитала планируется отмена права КО — эмитентов полностью не раскрывать МСФО-отчетность (с сохранением изъятий в части чувствительных к санкционному риску данных). Такой подход позволит поддерживать баланс интересов между потребностями рынка в информации и необходимостью ограничивать риски для банков и их клиентов от санкционного давления.
- По 31.12.2025 — возможность для КО при кредитовании бизнеса в новых субъектах Российской Федерации при надлежащем контроле за рисками не учитывать отдельные регуляторные требования11 и применять для определенной категории ссуд12 и УОКХ минимальный резерв в размере 1%, а также снизить его вплоть до нуля при наличии надежного обеспечения13. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков, ведущих бизнес в новых субъектах. Банк России продолжит анализировать практики кредитования в новых субъектах и оценивать необходимость дальнейшей настройки регулирования.
- По 31.12.2025 — возможность досрочного прекращения обязательств КО по субординированным инструментам перед лицами из недружественных стран при их выделении вместе с заблокированными активами специальному юридическому лицу.
- По 31.12.2026 — действие порядка, в соответствии с которым Банк России согласовывает перечень имущества и обязательств в целях проведения банками под санкциями реорганизации в форме выделения юридического лица14.
Меры, которые встраиваются в регулирование, а до интеграции могут быть продлены, в том числе модифицированы:
- Рассрочка по 2032 год для КО (БГ15)16 по формированию резервов по невозмещаемым заблокированным активам17 (НЗА). В конце 2024 года резерв по НЗА должен будет составить не менее 20%, а к концу 2025 года — 30%. В 2032 году резерв должен быть сформирован в размере 100%. Для КО — РД и НКО — ЦК подходы по резервированию встраиваются в регулирование, которое начнет действовать с 01.01.202518.
- Возможность для КО при оценке рисков заемщиков-военнослужащих и членов их семей, а также субъектов МСП19, учредителями которых являются военнослужащие, принимать решения о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, категории качества обеспечения и ссуд, прочих активов и УОКХ.
- Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России20 в целях оценки прозрачности структуры собственности21 КО.
В дальнейшем планируется установить перечень юрисдикций в нормативном акте Банка России, в частности для оценки прозрачности структуры собственности КО, определения порядка установления корреспондентских отношений с иностранными банками, определения порядка формирования резервов для покрытия возможных потерь. Компетенцию Банка России по установлению нормативным актом такого перечня предполагается закрепить на уровне закона. - Возможность применения риск-веса 75% при расчете нормативов достаточности капитала и концентрации по требованиям к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории Республики Крым / города Севастополя. В дальнейшем решение будет встроено в новую редакцию Инструкции по расчету нормативов22 и синхронизировано со сроком действия льготы для заемщиков, зарегистрированных в новых субъектах Российской Федерации, — по 30.06.2028.
- Возможность включения ссуд (требований, УОКХ) МСП до 100 млн рублей (сейчас — до 50 млн рублей23) в портфель однородных ссуд (требований, УОКХ) при оценке финансового положения заемщика как среднее, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности для поддержки кредитования МСП и упрощения процедуры портфельной оценки таких ссуд (требований, УОКХ).
- Дифференциация поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций (РГО) по категориям качества обеспечения, учитываемого в целях минимизации размера формируемых резервов, в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минэкономразвития России № 76324. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков МСП.
1 Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7); норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21); норматив максимального размера крупных кредитных рисков банковской группы (Н22); норматив максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25), далее, при совместном упоминании, — нормативы концентрации.
2 Абзац 8 пункта 6.6 и абзац 9 пункта 6.7 Инструкции Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» (далее — Инструкция № 199-И).
3 Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
4 Акционерное общество «ДОМ.РФ».
5 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации», российские юридические лица, в том числе КО, были обязаны исполнить обязательства перед владельцами еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем размещения замещающих облигаций.
6 Норматив краткосрочной ликвидности Н26 (Н27).
7 Указание Банка России от 10.01.2024 № 6667-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 мая 2014 года № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности („Базель III“)».
8 В том числе с учетом обсуждаемого продления специальных полномочий Банка России на принятие таких решений, установленных Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 14.03.2022 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9 Аналогичное решение планируется и в отношении некредитных финансовых организаций (НФО), лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке (ЛОПУФР).
10 За исключением небанковских кредитных организаций — центральных контрагентов (КО — ЦК) и КО — центрального депозитария, которые как инфраструктурные организации финансового рынка применяют решение Совета директоров Банка России от 26.12.2023, а также специальные постановления Правительства Российской Федерации.
11 Например, при отсутствии исторической отчетности заемщиков для оценки их финансового положения (ФП); при наличии формальных признаков возможного отсутствия реальной деятельности у заемщика, зарегистрированного в новом субъекте, если КО признает его деятельность реальной; возможность (независимо от оценки ФП) оценивать качество обслуживания долга по ссуде как хорошее до наступления сроков платежей, установленных кредитным договором, или при реструктуризации ссуды.
12 Например, по ссудам на пополнение оборотных средств, исполнение государственных и муниципальных контрактов, заемщикам — застройщикам жилья, на создание или развитие производства на территории новых субъектов Российской Федерации.
13 Обеспечение I категории качества в соответствии с главой 6 Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
14 Срок меры синхронизирован со сроком в Федеральном законе от 08.08.2024 № 263-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации „О государственной тайне“, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах».
15 Банковская группа.
16 Кроме КО — расчетных депозитариев (КО — РД) и небанковских КО — центральных контрагентов (НКО — ЦК).
17 С которыми из-за санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских компаний ограничено совершение операций или сделок и у КО отсутствуют способы и механизмы их возмещения.
18 Указание Банка России от 30.09.2024 № 6879-У «О порядке формирования небанковскими кредитными организациями — центральными контрагентами, кредитными организациями — расчетными депозитариями резервов на возможные потери по заблокированным требованиям».
19 Субъекты малого и среднего предпринимательства.
20 Аналогичное решение планируется при оценке лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) НФО, а также и для признания соответствия негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
21 При оценке показателя значительности влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ3), предусмотренного главой 5 Указания Банка России от 03.04.2017 № 4336-У «Об оценке экономического положения банков» и главой 6 Указания Банка России от 11.06.2014 № 3277-У «О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».
22 Инструкция № 199-И.
23 Решение Совета директоров Банка России от 22.12.2023, Указание Банка России от 26.06.2023 № 6465-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 23 октября 2017 года № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
24 Приказ Минэкономразвития России от 28.11.2016 № 763 «Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности».
Источник: Пресс-служба Банка России