6 ноября 2024 года Росфинмониторинг опубликовал публичное заявление ФАТФ по ряду юрисдикций от 25 октября 2024 года.
Юрисдикции, входящие в группу высокого риска, в отношении которых ФАТФ призывает применять контрмеры – 25 октября 2024 года
В странах, входящих в группу высокого риска, выявлены значительные недостатки в режимах противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). ФАТФ призывает членов и настоятельно рекомендует всем юрисдикциям применять усиленные меры надлежащей проверки клиентов, а в более серьезных случаях принимать контрмеры с целью защиты международной финансовой системы от рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, исходящих из этих стран. За рамками ФАТФ данный перечень часто называют «черный» список.
С февраля 2020 года Иран информировал о принятых мерах в январе и августе 2024, однако существенные изменения в статусе выполнения Плана действий по устранению стратегических недостатков национальной «антиотмывочной» системы отсутствуют.
Учитывая повышенные риски финансирования распространения оружия массового уничтожения, ФАТФ вновь повторяет свой призыв применить контрмеры в отношении данных юрисдикций высокого риска.
Юрисдикции, в отношении которых ФАТФ призывает своих членов и другие юрисдикции применять контрмеры
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)
Основываясь на своих предыдущих публичных заявлениях, ФАТФ по-прежнему обеспокоена сохраняющимися в национальном режиме КНДР значительными недостатками в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и серьезными угрозами, создаваемыми незаконной деятельностью КНДР, связанной с распространением оружия массового уничтожения и его финансированием (ФРОМУ).
ФАТФ с 2011 года постоянно призывает все страны решительно выполнять целевые финансовые санкции в соответствии с резолюциями СБ ООН и применять следующие контрмеры для защиты своих финансовых систем от угрозы отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, исходящей от КНДР:
• прекратить корреспондентские отношения с банками КНДР;
• закрыть все дочерние компании или филиалы банков КНДР в своих странах;
• ограничить деловые отношения и финансовые операции с лицами из КНДР.
Несмотря на эти призывы, КНДР расширила связи с международной финансовой системой, что повышает риски ФРОМУ, как отметила ФАТФ в феврале 2024 года. В этой связи необходимо проявлять большую бдительность и возобновить реализацию и обеспечение соблюдения данных контрмер в отношении КНДР. Как указано в резолюции 2270 Совета Безопасности ООН, КНДР часто использует подставные компании, фирмы-однодневки, совместные предприятия и сложные, непрозрачные структуры собственности с целью нарушения санкций. Таким образом, ФАТФ призывает своих членов и все страны применять усиленную надлежащую проверку в отношении клиентов из КНДР и проводимых ими транзакций.
ФАТФ также призывает страны адекватно оценивать и учитывать повышенный риск ФРОМУ по причине сообщений об усилившихся финансовых связях КНДР, особенно с учетом того, что следующий раунд взаимных оценок требует от стран адекватно оценить риски ФРОМУ в соответствии с Рекомендацией 1 и Непосредственным результатом 11. Получение достоверной информации, необходимой для оценки рисков ФРОМУ в отношении КНДР, затруднено из-за недавнего прекращения действия мандата Группы экспертов Комитета СБ ООН 1718. Таким образом, ФАТФ будет контролировать меры по соблюдению относящихся к КНДР целевых финансовых санкций и реализацию контрмер против КНДР.
Исламская Республика Иран (ИРИ)
В июне 2016 года Иран принял обязательства по устранению стратегических недостатков. Срок выполнения Плана действий ИРИ истек в январе 2018 года. В феврале 2020 года ФАТФ констатировала, что План[1] так и не закрыт.
В октябре 2019 года ФАТФ обратилась с призывом к своим членам и настоятельно рекомендовала всем юрисдикциям установить требования по проведению более тщательных надзорных проверок за филиалами и дочерними предприятиями финансовых учреждений, расположенных в Иране; внедрить более жесткие механизмы направления сообщений о соответствующих финансовых операциях или обеспечить систему постоянного информирования о них, а также установить требование по осуществлению финансовыми группами более усиленного внешнего аудита в отношении филиалов и дочерних предприятий, расположенных в Иране.
В связи с тем, что Иран так и не выполнил требование по ратификации Палермской конвенции и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма в соответствии с требованиями Стандартов ФАТФ, ФАТФ полностью снимает мораторий на применение контрмер и обращается с призывом к государствам-членам и настоятельной рекомендацией всем юрисдикциям применять в отношении ИРИ эффективные контрмеры в соответствии с рекомендацией 19.[2]
Иран останется в Публичном заявлении ФАТФ о юрисдикциях высокого риска, в отношении которых ФАТФ призывает применять контрмеры до окончательного выполнения Плана действий. В случае выполнения Ираном требований по имплементации и ратификации Палермской конвенции и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма в соответствии со Стандартами ФАТФ Группа рассмотрит дальнейшие действия, в том числе по приостановлению контрмер. ФАТФ сохранит озабоченность в связи с исходящими от Ирана рисками финансирования терроризма и угрозой, которую он представляет для международной финансовой системы, до полной имплементации Ираном мер, необходимых для устранения выявленных недостатков в области ПФТ.
Юрисдикция, в отношении которой ФАТФ призывает своих членов и другие юрисдикции применять [лишь] усиленные меры надлежащей проверки клиентов (НПК), соразмерные присущим стране рискам
Мьянма
В феврале 2020 года Мьянма обязалась устранить стратегические недостатки своего «антиотмывочного» режима. Срок выполнения сформированного совместно с ФАТФ Плана действий Мьянмы истек в сентябре 2021 года.
В октябре 2022 года, учитывая продолжающееся отсутствие прогресса и то, что большинство пунктов Плана действий все еще не выполнены спустя год после истечения сроков, ФАТФ решила, что необходимы дальнейшие действия в соответствии с ее процедурами. В этой связи Группа призывает своих членов и другие юрисдикции применять усиленные меры НПК, соразмерные исходящему от Мьянмы риску. ФАТФ требует, чтобы в рамках усиленной НПК финансовые учреждения увеличили степень и характер мониторинга деловых отношений с Мьянмой для определения подозрительных транзакций и деятельности. Если к февралю 2025 года дальнейшего прогресса не будет, ФАТФ рассмотрит контрмеры.
Общий прогресс Мьянмы продолжает оставаться медленным, тем не менее Мьянме удалось продемонстрировать прогресс по нескольким пунктам Плана действий по устранению стратегических недостатков «антиотмывочной» системы. Мьянме следует продолжить работу по реализации данного Плана действий, в том числе путем: (1) демонстрации расширенного использования данных финансовой разведки в расследованиях правоохранительных органов, а также усиленного операционного анализа и инициативного распространения подразделением финансовой разведки результатов своего анализа; (2) обеспечения того, что ОД расследуется и преследуется в судебном порядке в соответствии с рисками; (3) демонстрации расследования транснациональных дел по ОД с использованием инструментов международного сотрудничества; (4) демонстрации увеличения случаев замораживания/ареста и конфискации преступных доходов, орудий совершения преступлений и/или имущества эквивалентной стоимости; (5) управления арестованными активами для сохранения стоимости арестованных товаров до конфискации; и (6) устранения недостатков технического соответствия, связанных с Рек. 7, для обеспечения эффективного применения целевых финансовых санкций за ФРОМУ.
Применяя усиленную НПК, страны должны обеспечить, чтобы потоки средств для гуманитарной помощи и денежные переводы не прерывались, а законная деятельности НКО не нарушалась. ФАТФ также продолжит следить за тем, не вызывают ли действия Мьянмы по ПОД/ФТ чрезмерное давление на законные финансовые потоки.
Страна останется в Публичном заявлении ФАТФ до окончательного выполнения Плана действий.
[1] В июне 2016 г. ФАТФ приветствовала проявленную на высоком политическом уровне приверженность Ирана устранить стратегические недостатки в национальной системе ПОД/ФТ и его решение обратиться за техническим содействием в целях имплементации разработанного Плана действий. С 2016 года в Иране установлен режим декларирования наличных денежных средств, приняты поправки к Закону о борьбе с финансированием терроризма и Закону о борьбе с отмыванием денег, а также принят подзаконный акт о борьбе с отмыванием денег.
В феврале 2020 года ФАТФ отметила, что обязательные к выполнению пункты Плана остались незавершенными: (1) надлежащая криминализация финансирования терроризма, в том числе путем отмены существующего в действующем законодательстве исключения для определенных групп, «пытающихся положить конец иностранной оккупации, колониализму и расизму»; (2) выявление и замораживание террористических активов согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН; (3) введение обязательного режима надлежащей проверки клиентов; (4) представление необходимых сведений, демонстрирующих успешную работу властей по выявлению нелицензированных поставщиков услуг по переводу денег/ценностей и применению к них санкций; (5) ратификация и имплементация Палермской конвенции и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, и представление дополнительных разъяснений, подтверждающих возможность оказания взаимной правовой помощи; и (6) введение требования о необходимости обязательной проверки финансовыми учреждениями полной информации об отправителе и получателе электронных переводов.
[2] Страны должны иметь возможность применять соответствующие контрмеры по призыву ФАТФ. Страны также должны иметь возможность применять контрмеры независимо от призыва ФАТФ. Такие контрмеры должны быть эффективными и пропорциональными рискам.
В Пояснительной записке к Рекомендации 19 приводятся примеры контрмер, которые могут быть приняты странами.
Источник: РФМ