С 1 сентября 2024 года в соответствии с изменениям в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» сотрудники юридических лиц и ИП должны будут использовать машиночитаемую доверенность наряду со своей квалифицированной электронной подписью при подписании документов.
К этому времени необходимо:
- выпустить сертификат квалифицированной электронной подписи на доверенное лицо вашего сотрудника (сделать это можно только в удостоверяющем центре, перечень есть на сайте Минцифры, а пользоваться им вправе только владелец подписи, чьи данные указаны в сертификате),
- создать МЧД.
МЧД — это электронный аналог бумажной доверенности, который содержит данные о:
- доверителе,
- уполномоченном лице,
- полномочиях, которыми он наделяется.
Документ подписывается электронной подписью руководителя или ИП.
Регистрация МЧД осуществляется в налоговой.
Проверить ее можно в Распределенном реестре ФНС России.
Важно, что после 1 сентября будет технически невозможна отправка отчетности в электронном виде в государственные органы, если документы подписаны не руководителем, а доверенным лицом без приложения МЧД.
С точки зрения нарушения законодательства такое действие рассматривается как подписание документов неуполномоченным лицом, и, как следствие:
- непредставление документов на запросы госорганов (например запросы Центрального банка РФ),
- возникает риск несвоевременного направления сведений (например, сообщение об операции, подлежащей обязательному контролю в Росфинмониторинг).
В случае, если есть решение, что подписывать часть документов в организации будут определенные сотрудники, то нужно для них подготовить МЧД.