24 июля 2024 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об экспериментальных правовых режимах в части разработки и апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке.
Документ был инициирован группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым.
Проект закона касается так называемых регуляторных песочниц — условия такого экспериментального правового режима могут исключать или изменять действие положений законодательства в случае, если это предусмотрено соответствующим федеральным законом. Законопроект содержит перечень норм в сфере финансового рынка, которые не могут быть изменены или исключены положениями программы экспериментального правового режима.
Речь идет о:
- системе страхования вкладов и контроле за ее функционированием,
- вопросах организации и функционирования платежной системы ЦБ РФ,
- системы платежных карт,
- порядке разрешения споров по договору потребительского кредита,
- положениях об обязанностях субъектов финрынка по ведению бухучета и отчетности,
- требованиях к деловой репутации.
В некоторых случаях, предусмотренных законопроектом, специальное регулирование должно быть согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Так, для «регуляторной песочницы», затрагивающей вопросы в сфере:
- противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в частности, вопросы, связанные с идентификацией или с использованием:
- цифровой валюты,
- цифровых финансовых активов,
- утилитарных цифровых прав,
- валютного регулирования,
специальное регулирование необходимо согласовать с ФСБ.
Экспериментальный правовой режим, затрагивающий вопросы оборота, в том числе майнинга, цифровой валюты, необходимо будет согласовать с:
- Росфинмониторингом,
- Минфином.
Вводится обязательное требование по установлению Банком России ограничений объема отдельных финансовых операций и общего объема финансовых операций в рамках экспериментального правового режима, включая объем привлекаемых денежных средств и иных активов.
Программа экспериментального правового режима должна содержать оценку:
- рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма,
- разглашения сведений, составляющих банковскую, страховую и иную охраняемую законом тайну,
- нарушения требований защиты информации,
- нарушения прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В рамках проведения мониторинга экспериментального правового режима, установленного на финансовом рынке, вводится обязательное информирование ФСБ России о рисках, которые могут повлечь за собой причинение вреда:
- интересам государства,
- ущерб обороне,
- безопасности государства,
- стабильности финансового рынка РФ,
- экономической безопасности РФ.