16 июля 2024 года в Госдуму внесены очередные поправки в ФЗ-115 в части появления нового субъекта исполнения антиотмывочного законодательства – небанковские поставщики платежных услуг.
Проект внесен группой депутатов во главе с Анатолием Аксаковым, главой комитета по финансовым рынкам, и рядом сенаторов.
Небанковский поставщик платежных услуг — это юрлицо, не являющееся кредитной организацией, которое имеет право на оказание услуг по переводу денежных средств и (или) услуг по инициированию перевода денежных средств, а также состоит в реестре НППУ Банка России.
Предполагается три уровня НППУ:
- первый только инициирует перевод по поручению клиента (капитал от 5 млн руб.),
- второй сможет выступать агрегатором переводов (капитал от 10 млн руб.),
- третий сможет самостоятельно проводить переводы и открывать электронные кошельки (капитал от 50 млн руб.).
Юридические лица, в том числе некредитные финансовые организации, смогут совмещать свою деятельность с деятельностью НППУ. При этом Банк России сможет устанавливать ограничения на совмещение предоставления услуг небанковского поставщика платежных услуг с другой деятельностью.
Небанковские поставщики платежных услуг, которые занимаются переводом денежных средств, обязаны будут обеспечить нахождение средств клиентов на специальном счете, открытом в Банке России. На средства на данном счете не может быть наложен арест по долгам НППУ, не может быть обращено взыскание, а также по такому счету не могут быть приостановлены операции.
Проектом закона предполагается, что кредитные организации, операторы по переводу денежных средств, будут нести ответственность перед клиентами за ненадлежащее осуществление перевода денег при его инициировании НППУ.
К примеру, НППУ могут стать торговые сети, выстроив прямые взаимоотношения с НСПК с целью экономии на эквайринге. Или МФО, которые смогут использовать новую форму для зачисления займов. Также НППУ могут стать:
- ломбарды,
- финтех-компании,
- негосударственные пенсионные фонды.
Весь этот бизнес получит возможность создавать собственные платежные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая свои издержки на платежи.
Если сейчас за операциями тех же ломбардов и торговых сетей наблюдает банк в части борьбы с отмыванием денег и обналичкой, то согласно новым требованиям НППУ станут полноценными самостоятельными субъектами исполнения ФЗ-115.
Они должны будут:
- проводить идентификацию клиентов,
- обнаруживать террористов,
- выявлять сомнительные транзакции и подозрительные операции.
Предполагается, что изменения вступят по истечении шести месяцев со дня официального опубликования закона.
Однако, пока проект на стадии подготовки первого чтения, и он может сильно измениться, так как те же банки могут не обрадоваться новым конкурентам.
Хотя поставщики услуг по инициированию переводов, в свою очередь, будут нести ответственность перед банком, где открыт счет плательщика, и оператором электронных денежных средств, предоставившему клиенту электронное средство платежа, за проведение переводов без поручения клиентов либо за инициирование переводов с нарушением закона.
Кроме того, поставщики услуг по инициированию переводов смогут запрашивать у кредитных организаций и операторов электронных денежных средств информацию об:
- операциях по банковским счетам клиента,
- операциях с использованием предоставленных клиенту электронных средств платежа для передачи этой информации клиенту.
При этом законопроектом запрещается использовать или хранить эти данные для каких-либо других целей, кроме оказания услуг по инициированию платежа.
Проект закона также вводит специальное участие в платежной системе (помимо прямого и косвенного) для операторов по переводу денежных средств, небанковских поставщиков платежных услуг при оказании ими услуг по инициированию перевода денежных средств. Такие участники должны будут организовать информационное взаимодействие с операционным центром или платежным клиринговым центром, либо с участником платежной системы.
По оценке авторов законопроекта, его принятие будет способствовать развитию безналичных платежей, усилению конкуренции на рынке платежных услуг и формированию среды для развития инновационных платежных сервисов.
С этого момента в отношении НППУ (за исключением тех, что оказывают только услуги по инициированию перевода денежных средств) будут действовать нормативные акты Банка России, изданные на основании федерального закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Также в течение 18 месяцев юридические лица, не являющиеся кредитными организациями и оказывающие услуги по инициированию перевода денежных средств, обязаны приобрести право на предоставление таких услуг.
Повторяем, предполагается, что закон вступит в силу в течение шести месяцев после его опубликования.
Текст проекта: