Банк России опубликовал разъяснения о реализации специальных экономических мер кредитными организациями в ответ на запрос кредитных организаций.
Сейчас во многом правовое регулирование мер противодействия санкциям базируется на ранних указах Президента РФ:
- от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
- от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»
- от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95; его положения также применяются к некоторым корпоративным отношениям)
- от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» (во исполнение этого Указа Банк России установил пределы осуществления отдельных операций).
Активную роль играет и Банк России, именно он уполномочен разъяснять положения указов Президента РФ.
Регулятор уже давал официальные разъяснения от 4 апреля и от 16 апреля 2022 года.
А 20 мая 2022 года вышло официальное разъяснение № 6-ОР[1], в котором Банк России вновь разъяснил отдельные положения «антисанкционных» указов.
Запрос в Банк России от 15.03.2024 № 0141/65
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 281-ФЗ1 решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранных государств и (или) иностранных организаций и (или) иностранных граждан и (или) лиц без гражданства и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Частью 3 статьи 4 Федерального закона № 281-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 281-ФЗ в целях обеспечения реализации принципов применения специальных экономических мер, установленных частью 2 статьи 2 Федерального закона
№ 281-ФЗ, решения о применении специальных экономических мер, о сроке, в течение которого они будут применяться, перечне конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений, о продлении срока их применения и об их отмене, подлежат незамедлительному обнародованию.
1 Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
При этом Федеральный закон № 281-ФЗ не содержит сведений о том, каким нормативным документом должны быть оформлены решения о применении специальных экономических мер, а также на каких официальных информационных ресурсах должны быть обнародованы вышеуказанные решения.
В соответствии с частью 7 статьи 3.1 Федерального закона № 281-ФЗ Центральный банк Российской Федерации дает организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, разъяснения по вопросам реализации указанными организациями специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничения) совершения финансовых операций, замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, и по вопросам исполнения ими требований нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, изданных в соответствии с Федеральным законом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 3.1 Федерального закона № 281-ФЗ, просим разъяснить:
- планируются ли Центральным банком Российской Федерации мероприятия по доведению до кредитных организаций перечня блокируемых лиц с целью надлежащей реализации указанными организациями специальных экономических мер?
- в случае, если установление блокируемых лиц является самостоятельной обязанностью кредитной организации, просим разъяснить, каким нормативным документом при этом должна руководствоваться кредитная организация, а также на каких официальных информационных ресурсах должны быть обнародованы вышеуказанные решения о применении специальных экономических мер?
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 11.04.2024 № 12-4-2/2493
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 281-ФЗ[1] решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и (или) иностранных граждан, и (или) лиц без гражданства и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании указанного выше решения Президента Российской Федерации устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
Соответствующие полномочия реализованы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в Указе № 592[2] и постановлении № 1300[3], а также в Указе № 252[4] и постановлении № 851[5].
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, публикуются в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов, к которым в соответствии с пунктом 2 Указа № 763[6] относятся, в частности, «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации и «Официальный интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
[1] Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
[2] Указ Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации».
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2018 № 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592».
[4] Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252».
[6] Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 № «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».